Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Тарасенко Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ ДС № 78 г. Белгород, делится с нами своим профессилнальным опытом в развитии логического мышления посредством занимательных игр детей дошкольного возраста . Статья рекомендуется воспитателям ДОУ и родителям.
Комментарии к статье от Светланы Владимировны:
«Каждый ребенок маленький исследователь и наша задача помочь сохранить и развить ребенку стремление к познанию. И только через игру можно научить ребенка способности логического мышления, формированию детской индивидуальности. Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий формирующий интерес и помогающий усвоению сложных математических знаний.»
Полезного чтения...
Развитие логического мышления посредством занимательных игр детей дошкольного возраста
«Без игры не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок дошкольного возраста - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. И поэтому задача каждого воспитателя - помочь сохранить и развить ребенку стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Ведь только через игру можно научить ребенка способности логического мышления, формированию детской индивидуальности.
Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий формирующих интерес и помогающих усвоению сложных математических знаний. С детьми дошкольного возраста с целью развития мышления используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Эти задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры и пр.
Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действия над числами, при формировании представлении времени. Также занимательные математические игры можно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, использовать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, которые ему будут необходимы для будущего.
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе усвоения детьми способов решения логических задач на нахождение признака отличия основным в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мыслительного сопоставления. Процесс анализа и решения задачи в этом случае тесно переплетается с доказательством решения.
Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерности построения ряда фигур и нахождение недостающей.
Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и пр. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь её решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательных игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности тех или иных умений.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Для этого необходимо использовать задачи всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки. Дети очень активны в восприятии задач, шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересно конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисков и проб: практическими (действии в перекладывании, подборе) и мыслительными ( обдумывания хода, предугадывание результата, предложение решения ). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения, дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом детям дошкольного возраста свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент проявления догадки дети, как правило, не объясняют: « Я подумал и решил. Так надо сделать». В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения детей в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется вести поиск решения путем предложений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблем, присущая занимательной задаче, интересно детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявления нравственно-волевых усилий.
Занимательные задачи, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствует становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач, заключена какая – либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Также можно приобщить родителей и вести с ними работу для решения ряда педагогических задач. Прежде ознакомить родителей с разными видами занимательной математики. Формы и методы работы с родителями по данной теме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, просмотр занятий и игр детей, беседы и консультации, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.