Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Филютчик Валентина Георгиевна, инструктор по физической культуре ГБОУ ДС № 863 р-на Очаково-Матвеевский г. Москвы, расскажет нам о значимости спортивных соревнований в системе дошкольного воспитания. Статья рекомендуется уинструктоам по физической культуре в ДОУ, воспитателям и родителям.
Комментарии к статье от Валентины Георгиевны:
«Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки инструктора по физкультуре и воспитателей, тесный контакт с педагогическим и медицинским персоналом и семьёй»
Полезного чтения...
Спортивные соревнования в системе дошкольного воспитания
Посмотреть презентацию к статье
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.
В. Сухомлинский
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр.
В своей известной «теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка, всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения.
Соревнования в игре Лесгафт также отрицал из нравственных соображений: они порождают стремление в личной победе.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношения к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому, в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством спортивных соревнований.
Ребенок ХХI века, по мнению академика Н.А. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки.
Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям соревнования и праздники. Для ребенка - это целое событие. Спортивные соревнования зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
Спортивные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.
Многолетняя практика работы нашего детского сада показала значимость спортивных соревнований в активном приобщении каждого ребенка старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой. Команда нашего детского сада активная участница не только районных спортивных соревнований, но и окружного и городского уровня. Наши маленькие спортсмены являются многократными победителями соревнований « Школа мяча», «Весёлые старты», «Олимпиады среди дошкольников», а вместе с родителями - в «Мама, папа и я – спортивная семья».
Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогического коллектива к их организации и проведению. Опыт организаций спортивных соревнований показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких спортивных соревнований является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки инструктора по физкультуре и воспитателей, тесный контакт с педагогическим и медицинским персоналом и семьёй.