Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шеяновой Светланой Александровной, воспитателем первой категории МБУ детского сада № 78 «Незабудка» г. Тольятти. Сегодня Светлана Александровна любезно поделится своим методом формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного. Данная статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а так же родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:
«Важным средством формирования основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста является детская художественная литература. Она постепенно становится незаменимым средством приобщения дошкольников к социальному миру, если художественные произведения отобраны с учетом их высокой информативности и влияния на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка».
Полезного чтения...
Воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях реформирования системы образования. Встал вопрос о необходимости формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу отечества и готовность к его защите.
В связи с этим проблема патриотического воспитания и формирование основ гражданственности детей становится одной из актуальнейших.
Исходя из вышесказанного, цель исследования – определить влияние художественной литературы на формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявит уровень сформированности основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста
3.Разработать и экспериментально проверить методику использования художественной литературы как средства формирования основ гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из основоположников гражданского воспитания в начале 20в. стал немецкий педагог Г.Кершенштейнер. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание: К.Д, Ушинский, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский и др. Различным аспектам патриотического и гражданского воспитания посвящены исследования М.И. Богомоловой, Э.К.Сусловой, Р.И.Жуковской, Т.Н. Репиной, Т.Т.Зубовой, С.А.Козловой, О.А. Князевой, О.В. Дыбиной и др.
Многочисленными исследователями придается большое значение художественной литературе как средству формирования патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Исследования Б.М. Теплова, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца показали, что восприятие детьми художественных произведений способствует развитию эмпатии, сопереживания героям произведения, что в свою очередь создает предпосылки для формирования личностных качеств и эмоциональной сферы дошкольников.
Проанализированные источники дают нам право рассматривать гражданскую позицию как сформированное образование, основанное на активном отношении к социальной действительности, социокультурным ценностям и нормам, способность к определению человеком себя как личности.
Н.М.Воскресенская и И.Д. Фурмин выделили компоненты гражданственности, на основании которых нами разработаны критерии оценки сформированности гражданской позиции у старших дошкольников:
1. Уровень сформированности чувства принадлежности, общности с различными социальными группами;
2. Уровень сформированности умения сочетать свои интересы и ценности с интересами других людей;
3. Уровень проявления эмпатии, участия, сотрудничества и рефлексии в поведении;
4. Уровень выраженности познавательного интереса и стремления к преобразованию действительности;
5. Уровень активности позиции при оценке поступков;
6. Уровень развития представлений детей о категориях гражданственности.
В исследовании приняло участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.
В работе с детьми использовались следующие методики:
- Беседа с детьми
- « Волшебный сундучок» - данная методика была организована в форме дидактической игры с использованием предметных и сюжетных картинок с государственной символикой, а также картинок-загадок.
- «Закончи предложение»
- Решение педагогических ситуаций.
1. В детский сад пришел новенький мальчик, он плохо говорил по-русски, потому что приехал из другой страны. Он очень хотел познакомится с ребятами, но не знал как. Один мальчик стал дразнить новенького обижать его, говорил другим детям, чтобы они не дружили с ним, потому что он не умеет разговаривать как они. Новенький мальчик стоял один и плакал, он не знал, что ему делать. Как бы ты поступил, если бы сам был в этой группе?
2. Однажды Максим пошел с папой на прогулку и вдруг они увидели, как хулиган разрисовывает на заборе Российский флаг. Папа очень рассердился, подошел к хулигану и поругал его. Почему папа так поступил?
Качественные результаты выполнения данной методики подтвердили объективную необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста активной гражданской позиции, умения оценивать поступки и действия. Вот некоторые типичные ответы детей.
Аня К.: «Если бы я была в этой группе, я бы попросила воспитательницу, чтобы она пожалела этого мальчика, чтобы он не плакал».
Ваня Б.: «Папа поругал, потому что нельзя хулиганить и рисовать на улице».
-Анкета для родителей «Как мы воспитываем маленького гражданина»
Обработка и анализ полученных в ходе эксперимента данных позволили разделить всех детей на три группы:
- первая группа: 5 детей (25%) с высоким уровнем сформированности гражданской позиции, у них достаточно высокий уровень представлений о категориях гражданственности, проявляют интерес и занимают активную позицию
- вторая группа: 10 детей (50%) со средним уровнем сформированности гражданской позиции
- третья группа: 5 детей (25%) с низким уровнем сформированности гражданской позиции. Их представления поверхностны, не проявляется познавательный интерес и мотивация, они достаточно пассивны.
На эти данные можно повлиять, если:
-осуществлять целесообразный отбор художественной литературы для старших дошкольников
-планомерно и систематически проводить работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
-включать детей старшего дошкольного возраста в ситуации реализации основ гражданской позиции.
Следующая часть нашей работы включала в себя три подэтапа:
- ознакомление детей с художественной литературой.
Разработано несколько критериев:
- идейная направленность детской литературы. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к окружающим людям, к природе;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов, жизненный опыт;
- конкретные педагогические задачи;
Кроме того, при построении непосредственно образовательной деятельности мы опирались на следующие принципы:
- принцип систематичности;
- принцип последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип гуманизации ;
На основании данных критериев, нами была определена тематика непосредственно образовательной деятельности и подобрана соответствующая литература.
Работа строилась в форме непосредственно образовательной деятельности « В гостях у гнома Книголюба». В качестве литературных произведений были использованы былины о русских богатырях, рассказы из книги Головина « Моя первая русская история», стихи русских поэтов о Москве.
Примерный тематический план непосредственно образовательной деятельности «В гостях у гнома Книголюба».
(смотрите в полном варианте статьи)
- реализация полученных представлений в различных ситуациях, где дети должны были реализовать свою гражданскую позицию.
Ситуации подбирались таким образом, чтобы дошкольники могли применить полученные знания и представления.
В качестве примера можно привести следующие варианты ситуаций:
1. «Как бы я поступил, если бы на наш город напали враги, они очень злые, они хотят захватить город и взять всех его жителей в плен»
2. «Как бы я поступил, если бы однажды услышал, как Петя говорит: мне не нравиться наш город, я его не люблю, я буду мусорить, и рисовать на стенах домов и меня никто не поругает»
3. «Как бы я поступил, если бы увидел, как мальчик разрисовывает портрет Президента России»
5. «Как бы я поступил, если, когда я вырасту, мне нужно будет уехать от мамы и папы служить в Армию, стать солдатом и защищать Родину»
В качестве примера, можно привести следующие варианты рассуждений дошкольников.
Рома К.: «Если враги напали, то нужно защищать всех людей, стать сильными и не бояться врагов, а выгнать их»;
Ваня Б.: «Вова правильно поругал Петю, потому что нужно свой город любить и беречь, мусорить нельзя».
Света К.: «Я бы этого мальчика сильно поругала, потому что нельзя рисовать на портрете, это не красиво»
Детям так же предлагались игровые ситуации реализации гражданской позиции, например:
1. «Что было бы, если бы однажды нашу Родину захватили враги и всех жителей заставили бы работать и служить им»
2. «Что было бы, если бы в России не было Москвы»
3. «Что было бы, если бы мы вдруг забыли русский язык, на котором разговариваем»
4. «Что было бы, если бы вдруг исчезла Российская Армия и солдаты»
Дети предлагали следующие варианты ответов.
Ваня Б.: «Если враги напали, то все бы тогда взяли оружие и стали защищать других всех людей»
Марина К.: «Если бы мы забыли русский язык, то никто бы не смог разговаривать и никто бы ничего не понимал»
Денис П.: «Если бы исчезла армия, то все бы погибли, потому что Родину никто не защищает»
Илья С.: «Если не было бы Москвы, тоне было бы столицы»
Света К.: «Если бы исчезла армия, то мира не было бы»
Следует отметить, что при решении предложенных педагогических и игровых ситуаций реализации гражданской позиции дети проявили достаточный уровень знаний и представлений, гражданская позиция у детей дошкольного возраста стала более активной.
- привлечение родителей
Нужно отметить, что работа с родителями пронизывала всю работу. Нами была организована серия консультаций для родителей, проведен «День открытых дверей», изготовлена наглядная информация в форме папки-передвижки «У нас в лукошке всего понемножку», родители совместно с детьми оформили альбом «Моя маленькая Родина».
По итогам вторичного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к повышению уровня сформированности гражданской позиции. У дошкольников расширился уровень представлений о категориях гражданственности, дети проявляли больше эмпатии, рефлексии в оценке собственных поступков и поступков окружающих. Все это свидетельствует о том, что наша развивающая работа имела позитивные результаты.
Таким образом, систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гражданской позиции по средствам художественной литературы, а так же активная работа с родителями является достаточно эффективной.
Список используемой литературы:
1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга.-М.,2002.
2. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М., 2004–09–06.-64с.
3. Как научить ребенка любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левин, О.В. Розова.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, – 1999 год.- 291с.
5. Ковалева Г.А. Воспитываем маленького гражданина.- М., 2004.-78с.
6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру.- М., 2008.-225с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-459с.
8. Ревина Е.К. Герб и Флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.- М., 2004.-76с.
9. Сафронова И.И., СураеваГ.З., Шкатова Л.И., НадежкинаИ.А. Формирование основ гражданственности дошкольников. Методическое пособие по организации цикла занятий по программе « Кто Я» - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование» - 2001.-56с.