Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
13 минут 7694 1694

Формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

SheyanovaSAДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шеяновой Светланой Александровной, воспитателем первой категории МБУ детского сада № 78 «Незабудка» г. Тольятти. Сегодня Светлана Александровна любезно поделится своим методом формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного. Данная статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а так же родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

«Важным средством формирования основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста является детская художественная литература. Она постепенно становится незаменимым средством приобщения дошкольников к социальному миру, если художественные произведения отобраны с учетом их высокой информативности и влияния на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка».

Полезного чтения...


 Формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях реформирования системы образования. Встал вопрос о необходимости формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу отечества и готовность к его защите.

        В связи с этим проблема патриотического воспитания и формирование основ гражданственности детей становится одной из актуальнейших.

Исходя из вышесказанного, цель исследования – определить влияние художественной литературы на формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявит уровень сформированности основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста

3.Разработать и экспериментально проверить методику использования художественной литературы как средства формирования основ гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из основоположников гражданского воспитания в начале 20в. стал немецкий педагог Г.Кершенштейнер. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание: К.Д, Ушинский, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский и др. Различным аспектам патриотического и гражданского воспитания посвящены исследования М.И. Богомоловой, Э.К.Сусловой, Р.И.Жуковской, Т.Н. Репиной, Т.Т.Зубовой, С.А.Козловой, О.А. Князевой, О.В. Дыбиной и др.

Многочисленными исследователями придается большое значение художественной литературе как средству формирования патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Исследования Б.М. Теплова, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца показали, что восприятие детьми художественных произведений способствует развитию эмпатии, сопереживания героям произведения, что в свою очередь создает предпосылки для формирования личностных качеств и эмоциональной сферы дошкольников.

Проанализированные источники дают нам право рассматривать гражданскую позицию как сформированное образование, основанное на активном отношении к социальной действительности, социокультурным ценностям и нормам, способность к определению человеком себя как личности.

Н.М.Воскресенская и И.Д. Фурмин выделили компоненты гражданственности, на основании которых нами разработаны критерии оценки сформированности гражданской позиции у старших дошкольников:

1. Уровень сформированности чувства принадлежности, общности с различными социальными группами;

2. Уровень сформированности умения сочетать свои интересы и ценности с интересами других людей;

3. Уровень проявления эмпатии, участия, сотрудничества и рефлексии в поведении;

4. Уровень выраженности познавательного интереса и стремления к преобразованию действительности;

5. Уровень активности позиции при оценке поступков;

6. Уровень развития представлений детей о категориях гражданственности.

В исследовании приняло участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми использовались следующие методики:

- Беседа с детьми

- « Волшебный сундучок» - данная методика была организована в форме дидактической игры с использованием предметных и сюжетных картинок с государственной символикой, а также картинок-загадок.

- «Закончи предложение»

- Решение педагогических ситуаций.

1. В детский сад пришел новенький мальчик, он плохо говорил по-русски, потому что приехал из другой страны. Он очень хотел познакомится с ребятами, но не знал как. Один мальчик стал дразнить новенького обижать его, говорил другим детям, чтобы они не дружили с ним, потому что он не умеет разговаривать как они. Новенький мальчик стоял один и плакал, он не знал, что ему делать. Как бы ты поступил, если бы сам был в этой группе?

2. Однажды Максим пошел с папой на прогулку и вдруг они увидели, как хулиган разрисовывает на заборе Российский флаг. Папа очень рассердился, подошел к хулигану и поругал его. Почему папа так поступил?

Качественные результаты выполнения данной методики подтвердили объективную необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста активной гражданской позиции, умения оценивать поступки и действия. Вот некоторые типичные ответы детей.

Аня К.: «Если бы я была в этой группе, я бы попросила воспитательницу, чтобы она пожалела этого мальчика, чтобы он не плакал».

Ваня Б.: «Папа поругал, потому что нельзя хулиганить и рисовать на улице».

-Анкета для родителей «Как мы воспитываем маленького гражданина»

Обработка и анализ полученных в ходе эксперимента данных позволили разделить всех детей на три группы:

- первая группа: 5 детей (25%) с высоким уровнем сформированности гражданской позиции, у них достаточно высокий уровень представлений о категориях гражданственности, проявляют интерес и занимают активную позицию

- вторая группа: 10 детей (50%) со средним уровнем сформированности гражданской позиции

- третья группа: 5 детей (25%) с низким уровнем сформированности гражданской позиции. Их представления поверхностны, не проявляется познавательный интерес и мотивация, они достаточно пассивны.

На эти данные можно повлиять, если:

-осуществлять целесообразный отбор художественной литературы для старших дошкольников

-планомерно и систематически проводить работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

-включать детей старшего дошкольного возраста в ситуации реализации основ гражданской позиции.

Следующая часть нашей работы включала в себя три подэтапа:

- ознакомление детей с художественной литературой.

Разработано несколько критериев:

- идейная направленность детской литературы. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к окружающим людям, к природе;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов, жизненный опыт;

- конкретные педагогические задачи;

Кроме того, при построении непосредственно образовательной деятельности мы опирались на следующие принципы:

- принцип систематичности;

- принцип последовательности;

- принцип наглядности;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

- принцип гуманизации ;

На основании данных критериев, нами была определена тематика непосредственно образовательной деятельности и подобрана соответствующая литература.

Работа строилась в форме непосредственно образовательной деятельности « В гостях у гнома Книголюба». В качестве литературных произведений были использованы былины о русских богатырях, рассказы из книги Головина « Моя первая русская история», стихи русских поэтов о Москве.  

Примерный тематический план непосредственно образовательной деятельности «В гостях у гнома Книголюба».

(смотрите в полном варианте статьи)

- реализация полученных представлений в различных ситуациях, где дети должны были реализовать свою гражданскую позицию.

Ситуации подбирались таким образом, чтобы дошкольники могли применить полученные знания и представления.

В качестве примера можно привести следующие варианты ситуаций:

1. «Как бы я поступил, если бы на наш город напали враги, они очень злые, они хотят захватить город и взять всех его жителей в плен»

2. «Как бы я поступил, если бы однажды услышал, как Петя говорит: мне не нравиться наш город, я его не люблю, я буду мусорить, и рисовать на стенах домов и меня никто не поругает»

3. «Как бы я поступил, если бы увидел, как мальчик разрисовывает портрет Президента России»

5. «Как бы я поступил, если, когда я вырасту, мне нужно будет уехать от мамы и папы служить в Армию, стать солдатом и защищать Родину»

В качестве примера, можно привести следующие варианты рассуждений дошкольников.

Рома К.: «Если враги напали, то нужно защищать всех людей, стать сильными и не бояться врагов, а выгнать их»;

Ваня Б.: «Вова правильно поругал Петю, потому что нужно свой город любить и беречь, мусорить нельзя».

Света К.: «Я бы этого мальчика сильно поругала, потому что нельзя рисовать на портрете, это не красиво»

Детям так же предлагались игровые ситуации реализации гражданской позиции, например:

1. «Что было бы, если бы однажды нашу Родину захватили враги и всех жителей заставили бы работать и служить им»

2. «Что было бы, если бы в России не было Москвы»

3. «Что было бы, если бы мы вдруг забыли русский язык, на котором разговариваем»

4. «Что было бы, если бы вдруг исчезла Российская Армия и солдаты»

Дети предлагали следующие варианты ответов.

Ваня Б.: «Если враги напали, то все бы тогда взяли оружие и стали защищать других всех людей»      

Марина К.: «Если бы мы забыли русский язык, то никто бы не смог разговаривать и никто бы ничего не понимал»

Денис П.: «Если бы исчезла армия, то все бы погибли, потому что Родину никто не защищает»

Илья С.: «Если не было бы Москвы, тоне было бы столицы»

Света К.: «Если бы исчезла армия, то мира не было бы»

Следует отметить, что при решении предложенных педагогических и игровых ситуаций реализации гражданской позиции дети проявили достаточный уровень знаний и представлений, гражданская позиция у детей дошкольного возраста стала более активной.

- привлечение родителей

Нужно отметить, что работа с родителями пронизывала всю работу. Нами была организована серия консультаций для родителей, проведен «День открытых дверей», изготовлена наглядная информация в форме папки-передвижки «У нас в лукошке всего понемножку», родители совместно с детьми оформили альбом «Моя маленькая Родина».

По итогам вторичного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к повышению уровня сформированности гражданской позиции. У дошкольников расширился уровень представлений о категориях гражданственности, дети проявляли больше эмпатии, рефлексии в оценке собственных поступков и поступков окружающих. Все это свидетельствует о том, что наша развивающая работа имела позитивные результаты.

Таким образом, систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гражданской позиции по средствам художественной литературы, а так же активная работа с родителями является достаточно эффективной.

Список используемой литературы:

1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга.-М.,2002.

2. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М., 2004–09–06.-64с.

3. Как научить ребенка любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левин, О.В. Розова.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, – 1999 год.- 291с.

5. Ковалева Г.А. Воспитываем маленького гражданина.- М., 2004.-78с.

6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру.- М., 2008.-225с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-459с.

8. Ревина Е.К. Герб и Флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.- М., 2004.-76с.

9. Сафронова И.И., СураеваГ.З., Шкатова Л.И., НадежкинаИ.А. Формирование основ гражданственности дошкольников. Методическое пособие по организации цикла занятий по программе     « Кто Я» - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование» - 2001.-56с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2498 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6643 677