Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Островенок Ириной Владимировной, преподавателем высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РО « Донской педагогический колледж» г. Азов, Ростовской области. Сегодня Ирина Владимировна любезно поделится своими методами создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Данный материал будет полезен родителям дошкольников, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования детских центров творчества.
Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:
«Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы у детей проявляются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявления творческих процессов, ярко проявляющихся в играх детей.Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П.Хризман, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей и на уровень подготовки детей к школе».
Полезного чтения...
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.
Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы у детей проявляются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка[1]. Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявления творческих процессов, ярко проявляющихся в играх детей. Игра ребёнка – это не простое воспоминание о пережитом. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение проблемы развития творчества начинается с раннего детства.
Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П.Хризман[2], указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей и на уровень подготовки детей к школе.
Современные исследования в области педагогической науки свидетельствуют о том, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в результате чего появилась возможность более глубокого изучения семьи как социального института воспитания.
Актуальностьнашего исследования определяется необходимостью более глубокого изучения проблемы создания условий для развития детского музыкального творчества в семье.
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:
- Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
- Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека[3].
Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.
Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:
- способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений)
- и способности к творческому восприятию музыки.
Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности»[4]. Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества.
Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества[5]:
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.
О.П.Радынова отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда: c момента рождения с для ребёнка она является условием и источником развития. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.
Воспитание в семье имеет ряд особенностей. Опираясь на исследования Марковой Т.А. , Куликовой Т.А., мы выделили следующие особенности семейного воспитания:
1. Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей или других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребёнка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает. Воспитательный процесс в семье – это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых.
2. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания – родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.
3. В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. В семье ребёнок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения.
Дети, подражая близким, родным людям, овладевают формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Происходит процесс социализации ребёнка, который предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками как коллективной, так и индивидуальной работы, а также приобщение к культуре.
4. Семья представляет собой малую группу, «микрокосмос». Это соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни, поэтапного расширения его опыта и кругозора. Обычно в семье проживают совместно 2-4 поколения. У членов семьи разные жизненные позиции, убеждения, идеалы. Случается, что один и тот же человек может быть и воспитателем, и воспитуемым. Члены семьи комплексно влияют друг на друга.
5. Ещё одна особенность семейного воспитания заключается в том, что его цель – всестороннее развитие личности. Это и социальные установки, и система ценностей семьи, и взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, а также нравственные идеалы, потребности семьи и семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребёнка – это первый образец общественных отношений, в условиях семьи ребёнок рано включается в систему этих отношений.
6. Исследователями отмечена такая особенность семейного воспитания, как регулирование различных отношений ребёнка с внешним миром. Часто родители или другие члены семьи смягчают внешние требования и подстраховывают возможные отклонения от нормы, снимая стрессы, которые получил ребёнок в других сферах жизни.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, которые в педагогике принято называть воспитательным потенциалом.
Под понятием «воспитательный потенциал семьи» понимают множество характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные возможности и обеспечивают успешное развитие ребёнка. К ним относят: тип семьи, её структуру, материальную обеспеченность, место проживания, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие. Ничто из перечисленного по отдельности не может гарантировать тот или иной уровень воспитания. Эти факторы следует рассматривать в комплексе.
А.В. Мудрик выделил следующие основные факторы, определяющие успешность в развитии ребёнка:
- социально-культурный,
- социально-экономический,
- технико-гигиенический
- и демографический.
Социально-культурный фактор включает в себя гражданскую позицию родителей, микроклимат семьи и культуру семьи.
Микроклимат семьи – это совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые оказывают непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семьи. Повышение образования родителей, их профессиональной активности приводит к тому, что родители стремятся к более насыщенному проведению досуга, развитию и обогащению своего духовного мира. Это способствует сплочению семьи и создаёт возможность приобщить ребёнка к культуре.
Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д.
Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:
Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и тем, насколько родители заняты на работе. Возможности семьи материально содержать своих детей и обеспечивать им полноценное развитие во многом зависят от общественно-политического и социально-экономического положения в стране. Воспитывая современного ребёнка, родителям приходится оплачивать дополнительные образовательные услуги и удовлетворять культурные и другие потребности, на что требуются материальные затраты.
Условия современного семейного воспитания осложняются тем, что изменился статус женщины в семье, что сказывается на воспитании детей. В связи с работой, у матери сокращается время общения с детьми и изменяется качество этого общения. Авторитет работающей мамы повышается в глазах детей. Вместе с тем мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи при приготовлении пищи, уборке квартиры.
Но такая занятость женщины на работе имеет и отрицательную сторону. Снижается контроль за поведением ребёнка, а у детей нередко формируются не совсем верные представления о социальных ролях женщины и мужчины, в результате чего девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта. У них появляются такие качества, как властность, стремление сделать карьеру.
Технико-гигиенический фактор означает то, что воспитательный потенциал семьи во многом определяется местом и условиями проживания и особенностями образа жизни семьи. Красивая, удобная среда обитания оказывает большое влияние на развитие ребёнка, способствует игре воображения, пробуждает фантазии, образное мышление. Любое жильё должно быть максимально удобным, уютным, имеющим свою индивидуальность.
Демографический фактор показывает зависимость особенностей воспитания ребёнка от структуры и состава семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная, материнская, распавшаяся и т.д.). В гармоничной семье родители и дети взаимно связаны отношениями доверия, любви и понимания. В таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса.
Учитывая особенности семейного воспитания и значительное влияние воспитательного потенциала семьи на успешность развития ребёнка, мы убеждаемся в том, что очень важно развивать творческие способности в семье, максимально создавая для этого все необходимые условия.
Обобщая полученные результаты, мы предположили, что уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности зависит от педагогических условий, созданных в семье для развития детского музыкального творчества.
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье мы проводили на базе МБОУ «Детский сад» №17 «Солнышко» г. Азова. Изучались дети и их семьи в старшей группе №11.
В ходе эксперимента проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и изучения создания условий для развития творческих способностей в семье, а также изучение воспитательного потенциала семьи: материально-бытовые условия, духовная жизнь семьи, организация деятельности ребенка в семье.
Нами проведена беседа с детьми с целью выявления уровня творческой активности детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2).
Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также способностей к творческому восприятию музыки. При подготовке исследования мы столкнулись с проблемой методического обеспечения. Нами была разработана диагностическая методика, в основу которой мы положили работы К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной.
Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности:
выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении.
- Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.
- Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.
- Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).
Из результатов диагностики следует вывод о том, что говоря о творческих способностей в музыкальной деятельности, большинство детей находится на среднем уровне.
1. Необходима целенаправленная работы с каждым ребёнком с целью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
2. Изучение организации педагогических условий для развития детского творчества в семье.
Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации условий для развития детского музыкального творчества в семье, построенного с учетом следующих условий:
• проявление активности и инициативы со стороны родителей;
• осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.
Проанализировав подученные данные, мы сделали ряд выводов:
- В целом родители понимают необходимость развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности, причём большая часть родителей считают это задачей как семьи, так и дошкольного учреждения. Это даёт возможность взаимодействовать с семьёй и в ближайшем будущем дать установку на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности в семье.
- Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе создания условий детского музыкального творчества не достаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание этих условий в большинстве семей.
- В некоторых семьях практикуется посещение театров, концертов, но большинство ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями. Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.
- Нами отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного обучения пению, игрой на музыкальном инструменте или танцами. В основном родители иногда поют с детьми, или владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, у детей в семье недостаточно возможностей для активного приобретения и усвоения навыков и умений, необходимых для творческой деятельности, недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать творческие проявления ребёнка.
- Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства детей, способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать музыкальные способности, столь нужные для детского музыкального творчества. Ведущими педагогами по музыкальному воспитанию (О.П.Радыновой, К.В.Тарасовой) доказано, что музыкально-слуховые представления необходимо развивать, используя настоящие музыкальные инструменты или же детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, флейты), имеющие темперированный строй и изготовленные на специализированном заводе по из-готовлению музыкальных инструментов.
- Анализ ответов родителей показал, что у всех из них есть желание сделать всё необходимое для того, чтобы дети занимались музыкаль-ным творчеством. Для этого им необходимы консультации, практические занятия, подбор литературы по этому вопросу. Следовательно, через повышение уровня теоретической осведомлённости, через проведение специально организованных мероприятий для родителей можно способствовать созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье, в результате чего будут развиваться творческие способности детей в музыкальной деятельности.
Изучив условия для развития творческих способностей в семье и определив уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности, мы решили проанализировать, существует ли взаимосвязь между уровнем развития детского музыкального творчества и педагогическими условиями, созданными для творческой деятельности в семье. Мы отобрали детей с высоким уровнем развития творческих способностей.
В семьях этих детей созданы все необходимые условия для детского музыкального творчества, проводится целенаправленное дополнительное обучение детей, а также их знакомство с произведениями искусства через слушание музыки (особенно классической), посещение театра, концерты.
В семьях, где родители регулярно поют со своими детьми, у воспитанников лучше развито песенное творчество. Владение взрослым игрой на музыкальном инструменте оказывает положительное влияние на творческие проявления детей. Это можно объяснить тем, что у детей накапливаются разнообразные впечатления от восприятия музыки, что способствует развитию основных музыкальных способностей, необходимых для творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности оказывают влияние условия в семье, созданные для музыкального творчества ребёнка. Следовательно, можно и нужно развивать в семье творческие способности детей в музыкальной деятельности, создав для этого соответствующие условия
Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.
4. Детский сад и семья /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.
7. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед.заведений. – М.: Академия, 2000.
9. Комарова Т. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.
10. Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. – К.: Рад.школа, 1984.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.
12. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.
13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.
14. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.
15. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
15. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 1994.
16. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I
17. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь.-М.2001.
18. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956.
19. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.
20. Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8.