Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Резник Ириной Викторовной, воспитателем первой квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка» г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Ирина Викторовна любезно поделится методом развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:
«Одним из важных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Из моего опыта работы я могу сказать без преувеличения, что познавательная деятельность открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий.»
Полезного чтения...
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»
(И.В.Тимирязев)
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребёнку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов. Я думаю и считаю, что на первый план выдвигаются идеи обеспечения полноценного проживания ребёнком дошкольного периода жизни, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но и активным деятелем.
Одним из важных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Из моего опыта работы я могу сказать без преувеличения, что познавательная деятельность открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий.
Взять, к примеру, самую эффективную методику сотрудничества деятельности объектов образовательного пространства. Суть её в том что, позиция взрослого не над детьми, а вместе с ними. Он, воспитатель- товарищ по совместной деятельности. Подчеркну, что задача воспитателя при проведении познавательных дел и игр, это умение выделить момент нахождения решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянным спутником жизни ребёнка.
Я часто думаю, от чего зависит успех или неудача ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу, что успех гарантирован при условии, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой.
Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «Пробующий» характер.
Из опыта работы, хочу выделить два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) дошкольной деятельности.
Первый: активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй: деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом - Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Второй вид благоприятен для решения задач познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.
Важную особенность экспериментирования в моей работе, считаю - это умение повысить интерес к деятельности. А значит, мне, как, воспитателю необходимо ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности.
К своей статье предлагаю проекты: «Мир цветов» (ст.гр.), «Луковая история» (ср гр).
«Луковая история»
Участники:
Дети средней группы (4-5лет), воспитатели группы, семьи воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры).
Сроки реализации: с 1 марта по 27 апреля 2011г.
Проблема: Поиск ответа на вопрос: «Для чего и как мы используем лук?».
Установочные цели:
1.Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
2.Знакомство детей с разнообразием сортов лука: репчатый, сладкий, батун, порей, шнитт, шалот, декоративные виды.
3.Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе;
4. Выявление благоприятных условий для создания оптимальной среды прорастания овощной культуры.
Задачи:
1. Поддержание и стимулирование активного интереса детей к окружающей природе, через ознакомление с сортами лука, удовлетворение детской любознательности.
2. Обеспечение познавательной активности детей посредством использования методов наблюдений за природными наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривание иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие интереса и активности дошкольников, обогащение опыта исследовательских действий, удовлетворение детской пытливости.
4. Стимулирование и поощрение добрых, трогательных поступков детей, радостного переживания от положительного поступка по отношению к объектам живой природы.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение детьми необходимых умений и навыков по организации ухода и прорастания овощной культуры.
-Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать другого.
- Формирование стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
-Развитие познавательной активности детей.
-Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, укрепление связей сотрудничества с детским садом.
Исследовательская работа
I. Подготовительный этап ( 01.03.2010 – 12.03.2010г)
1. Объяснение задач исследовательской работы детям.
2. Создание лаборатории.
3. Подготовка оборудования и материалов.
4. Сбор вопросов детей «Что бы мы хотели узнать о луке»
5. Сбор коллекции лука (репчатый, сладкий, батун, декоративные виды и т.п.);
II. Основной этап (13.03.2010 -23.04.2010г)
1. Сбор информации о луке.
2. Выяснить:
- как давно и для каких целей человек использует лук;
- какие существуют виды и сорта лука, чем они отличаются (найти их фотографии, рисунки); у всех ли луков есть луковицы;
- где растет лук в природе (у нас в стране и в других странах), найти эти места на географической карте;
- как сделать из лука краску (кто-нибудь из детей может найти такую информацию и рассказать об этом остальным, чтобы они попробовали дома изготовить такую краску.
- у каких растений еще бывают луковицы, собрать коллекцию таких луковиц (нарцисс, тюльпан, лилия, гиацинт);
- почему лук назвали луком? Как называется лук у других народов?
1. Выполнение домашнего задания:
- Поиск совместно с родителями рецептов блюд, в которых используется лук, и готовят их в группе (если это возможно).
- Сбор информации о применении лука в народной медицине. Совместно с родителями дети подбор народных рецептов применения лука в лечении недугов.
1. Чтение и сочинение сказок, рассказов, легенд, стихов в которых упоминается лук.
2. Рисование лука
3. Подбор фотографий, рисунков лука
III. Заключительный этап «Научные выводы» 24.04.2010 – 27.04.2010г)
Приложение:
1. Краткая характеристика лука
2. Сказки, произведения, стихи, загадки о луке,
3. Рисунки детей,
4. Рецепты применения лука в народной медицине,
Рецепты блюд.
Проект: «Мир цветов»
Проблема: Влияние цветов на развитие эстетического вкуса и любви к природе у детей дошкольного возраста.
Цель:
1. Знакомство детей с разнообразием цветов сада,
2. Выявление оптимальной среды обитания для растений;
3. Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1. Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его через ознакомление с новыми видами садовых растений, удовлетворять детскую любознательность.
2. Обеспечивать познавательную активность детей посредством использования методов наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе.
Актуальность проблемы: необходимость цветущих растений в жизни человека.
Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомятся с растениями сада, выявят наиболее благоприятные условия их прорастания, обретут практический опыт ухода за живыми объектами, что будет способствовать формированию экологической культуры у дошкольников.
Период: с 01 июня по 16 сентября 2011 года
См. полную статью.