Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Барбашиной Еленой Викторовной, педагогом МКОУ «Шипицинская ООШ». Сегодня Елена Викторовна с удовольствием познакомит нас со школьным музем «Комната старины», как центром социализации учащихся в малокомплектной школе. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Викторовны:
«Статья «Школьный музей «Комната старины» как центр социализации учащихся в малокомплектной школе» рассказывает о деятельности школьного историко-краеведческого музея в МКОУ «Шипицынская ООШ», о воспитательном воздействии музея на учащихся и поддержке творческих детей».
Увлекательного чтения…
Школьный музей «Комната старины» как центр социализации учащихся в малокомплектной школе.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Повышение качества образования также предполагает развитие проектно-исследовательской деятельности, коммуникативно-групповой работы на основе использования ИКТ, развития творческих способностей учащихся через создание разнообразных самодеятельных объединений детей.
В нашей школе функционирует школьный историко-краеведческий музей «Комната старины», который тесно сотрудничает с творческим объединением «Истоки».
Ведущей целью работы нашего школьного музея «Комната старины» является поддержка творческих способностей детей.
Формирование интереса к отечественной культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Одной из форм организации творческой деятельности учащихся в условиях работы школьного музея является работа над проектами. В рамках исследования учащиеся разрабатывают любую интересующую их тему, постигают азы исследовательской работы. Свои исследовательские работы, проекты ребята представляют и защищают на школьной научно-практической конференции «От школьного проекта к познанию мира». Лучшие работы представляются на научно-практическую конференцию «Шаг в науку» Заринского образовательного округа.
В 2012 году ученица 5 класса Ведерникова Татьяна представила на научно-практическую конференцию «Шаг в науку» Заринского образовательного округа свою исследовательскую работу «История одной монеты» - результат – 2 место. Беспалов Николай учащийся 6 класса работает над проектом «Монеты, найденные на территории с. Шипицыно».
Одной из главных проблем современной школы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание патриотизма начинается с привития любви к своей малой родине. Это одна из приоритетных задач деятельности нашего школьного музея. Краеведение важнейшее средство связи школы с жизнью, его значение трудно переоценить. Цель краеведческой работы – повышение интереса детей к истории своего села, привлечение их к исследовательской работе. При помощи краеведческой работы учащиеся осознают историю села как часть истории большой страны. Краеведение решает проблему преемственности поколений.
Учащиеся, занимаясь поисково-исследовательской деятельностью
- изучают и передают опыт предков последующим поколениям;
- сохраняют историю своего села;
- приобщаются к научно-исследовательской работе;
- углубляют свои знания по учебным предметам;
- расширяют свой кругозор.
Поисково-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеет большое воспитательное и практическое значение. Творческие работы учащихсявыставляются в школьном музее «Комната старины», это стимулирует ребят к активной творческой деятельности.
Формы работы в нашем школьном музее различны: это поисковая работа, исследовательская работа, оформительская, которая позволяет выработать чувство сопричастности к большому, полезному, общему делу. Учащиеся чувствуют свою необходимость своей малой родине. При активном участии школьников в музее созданы экспозиции:
1. Комната старины
2. История денежного обращения в России
3. История нашей школы
4. Они защищали Родину.
В работе музея используются новые информационно-коммуникативные технологии: создаются мультимедийные презентации, оцифровываются документы. Во время месячника военно-патриотического воспитания учащиеся подготовили компьютерные презентации: «Слава тебе солдат!», «Герои Советского Союза Тальменского района", «Воины-интернационалисты выпускники нашей школы» и др.
В марте-мае 2013 года активисты музея приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»: !5 портретов с биографиями жителей села были представлены на митинге 9 мая. Наши односельчане-защитники Родины в 1941-45 гг. встали в «Бессмертный полк». Каждый участник акции внес посильный вклад при сборе материалов о своих дедушках, бабушках, а также фронтовиках-шипичанах, участниках Великой Отечественной войны.
Таким образом, школьный краеведческий музей оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у детей потребности в саморазвитии, формирует у них готовность и привычку к творческой деятельности, повышает их собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.