Дорогие друзья, мы рады представить вам Шмелеву Марину Николаевну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Марина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по организации адаптации детей к детскому саду. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Комментарий к статье от Марины Николаевны:
«Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.Адаптация является непременным условием нормальной жизнедеятельности, динамическим процессом приспособления организма к изменяющимся условиям среды».
Полезного чтения...
(организация адаптации детей к детскому саду)
Адаптация является непременным условием нормальной жизнедеятельности, динамическим процессом приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Процесс адаптации реализуется тогда, когда в системе «организм – среда» возникают значимые изменения, в результате формируется новое состояние, позволяющее достичь максимальной эффективности физиологических функций и психофизических реакций.
Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.
Прием вновь поступающих детей в детский сад, проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август. Настоятельно рекомендую отдавать ребенка в ясли с весны. Он гораздо легче адаптируется, хотя бы, потому что большую часть времени проводит на улице. А малыши так любят погулять! Я стараюсь принимать новых детей в группу , постепенно ,по графику согласованному с родителями. (приложение №1.Примерный график приёма детей в группу раннего возраста.)
Первые дни мама может находиться вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а, подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, отец или бабушка. Так он быстрее привыкает, расставаться с ними, потому что от одного родителя ребенок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.
Существует примерный алгоритм прохождения адаптации, которого я придерживаюсь: первая неделя: ребёнок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Вторая неделя: ребёнок находится в детском саду без мамы 2 часа (с 9.00 до 11.00), с мамой - 2 часа (с 8.30 до 9.00 и с 11.00 до 12.30). Третья неделя: ребёнок находится в детском саду без мамы с 8.00 до 12.30. К концу недели по желанию он может остаться на дневной сон. Четвёртая неделя: ребёнок находится в детском саду в течение всего дня (с 8.00 до 16.00).
Чтобы подготовить родителей к новой жизни их ребенка в детском саду ,я обычно раздаю им памятки «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; прошу их заполнить анкету – знакомство; беседую, провожу практические консультации, знакомлю с жизнью ребенка в ДОУ (приложение №2.Адаптация детей к детскому саду - памятка для родителей)
Рекомендую взрослым также ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому я обычно предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не надо бояться, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. Можно давать малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду - это очень успокаивает.
Результаты диагностики адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у всех детей наблюдались признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказывались от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагировали на расставание с родителями, плакали.
В результате совместной деятельности с родителями дети начали откликаться на обращение воспитателя по имени, реагировать на его ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой. Постепенно дети начинали активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. Дети уже интересуются совместными играми со сверстниками, проявляют избирательные симпатии к некоторым детям. На начальном этапе у 3 детей выявлена легкая степень адаптации, у 7 средняя и у 6 тяжелая степень адаптации. Через два месяца повторное обследование детей показало, что число детей с легкой степенью адаптации составляет 8 человек, со средней - 7, а тяжелая форма адаптации осталась у одного ребенка.
Таким образом, согласованность действий педагога и родителей способствовала успешной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения.
Список литературы
- Адаптация детей раннего возраста- http://www.maaam.ru/stati/detskie-sady/adaptacija-detei-ranego-vozrasta-k-uslovijam-dou.html
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. -М.: Педагогика, 1994.
- Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
- Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателей дет. сада/ К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева.-М.: Просвещение,1999г.
- Павлова. Раннее детство :познавательное развитие- М.:Москва-синтез,2003г.
- Программа .Кроха.Г.Г.Григорьева- М.: Просвещение, 2003г.
- Приемы адаптации детей к условиям ДОУ- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priemy-adaptatsii-detei-rannego-vozrasta-k-usloviya-dou
Приложение №2
Адаптация детей к детскому саду
(памятка для родителей)
Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.
Прием вновь поступающих детей в детский сад, проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август. Обычно со второй половины апреля из-за начинающихся садово-огородных работ детей в дошкольном учреждении становится меньше, и можно начинать прием новеньких. Мы настоятельно рекомендуем отдавать ребенка в ясли с весны. Он гораздо легче адаптируется, хотя бы, потому что большую часть времени проводит на улице. А малыши так любят погулять! Мы стараемся принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.
По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
Советы родителям:
vпервые дни мама может находиться вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Но при этом просим ее не заниматься ребенком, а делать какую-нибудь работу, т.е. быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а, подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.
v по возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, отец или бабушка. Так он быстрее привыкает, расставаться с ними, потому что от одного родителя ребенок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.
Как бы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родителиотмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье.
Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно- психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то следует обратиться к врачу, побеседовать с психологом.
Для успешной адаптации следует:
- взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки;
- установлено, что в психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Плачущий двух-трехлетний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызет, если захочет;
-в адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит случать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний;
-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смыл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду - это очень успокаивает.
Ждем Вас, приходите,
«Золотой ключик» наш посмотрите.
Вам понравится у нас, в этот день и в этот час!