Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Шмелева М.Н.
12 минут 5338 1222

Мастера своего дела: Шмелева М.Н.

SHMELEVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шмелеву Марину Николаевну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Марина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по организации адаптации детей к детскому саду. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Комментарий к статье от Марины Николаевны:

«Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.Адаптация является непременным условием нормальной жизнедеятельности, динамическим процессом приспособления организма к изменяющимся условиям среды».

Полезного чтения...


«Завтра приду опять»

(организация адаптации детей к детскому саду)

Посмотреть статью с таблицей

 Адаптация является непременным условием нормальной жизнедеятельности, динамическим процессом приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Процесс адаптации реализуется тогда, когда в системе «организм – среда» возникают значимые изменения, в результате формируется новое состояние, позволяющее достичь максимальной эффективности физиологических функций и психофизических реакций.

 Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

 Прием вновь поступающих детей в детский сад, проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август. Настоятельно рекомендую отдавать ребенка в ясли с весны. Он гораздо легче адаптируется, хотя бы, потому что большую часть времени проводит на улице. А малыши так любят погулять! Я стараюсь принимать новых детей в группу , постепенно ,по графику согласованному с родителями. (приложение №1.Примерный график приёма детей в группу раннего возраста.)

Первые дни мама может находиться вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а, подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, отец или бабушка. Так он быстрее привыкает, расставаться с ними, потому что от одного родителя ребенок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

 Существует примерный алгоритм прохождения адаптации, которого я придерживаюсь: первая неделя: ребёнок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Вторая неделя: ребёнок находится в детском саду без мамы 2 часа (с 9.00 до 11.00), с мамой - 2 часа (с 8.30 до 9.00 и с 11.00 до 12.30). Третья неделя: ребёнок находится в детском саду без мамы с 8.00 до 12.30. К концу недели по желанию он может остаться на дневной сон. Четвёртая неделя: ребёнок находится в детском саду в течение всего дня (с 8.00 до 16.00).

 Чтобы подготовить родителей к новой жизни их ребенка в детском саду ,я обычно раздаю им памятки «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; прошу их заполнить анкету – знакомство; беседую, провожу практические консультации, знакомлю с жизнью ребенка в ДОУ (приложение №2.Адаптация детей к детскому саду - памятка для родителей)

 Рекомендую взрослым также ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому я обычно предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не надо бояться, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. Можно давать малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду - это очень успокаивает.

 Результаты диагностики адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у всех детей наблюдались признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказывались от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагировали на расставание с родителями, плакали.

В результате совместной деятельности с родителями дети начали откликаться на обращение воспитателя по имени, реагировать на его ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой. Постепенно дети начинали активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. Дети уже интересуются совместными играми со сверстниками, проявляют избирательные симпатии к некоторым детям. На начальном этапе у 3 детей выявлена легкая степень адаптации, у 7 средняя и у 6 тяжелая степень адаптации. Через два месяца повторное обследование детей показало, что число детей с легкой степенью адаптации составляет 8 человек, со средней - 7, а тяжелая форма адаптации осталась у одного ребенка.

 Таким образом, согласованность действий педагога и родителей способствовала успешной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста- http://www.maaam.ru/stati/detskie-sady/adaptacija-detei-ranego-vozrasta-k-uslovijam-dou.html
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. -М.: Педагогика, 1994.
  3. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
  4. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателей дет. сада/ К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева.-М.: Просвещение,1999г.
  5. Павлова. Раннее детство :познавательное развитие- М.:Москва-синтез,2003г.
  6. Программа .Кроха.Г.Г.Григорьева- М.: Просвещение, 2003г.
  7. Приемы адаптации детей к условиям ДОУ- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priemy-adaptatsii-detei-rannego-vozrasta-k-usloviya-dou

Приложение №2

Адаптация детей к детскому саду

(памятка для родителей)

Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значи­тельной степени смягчить течение адаптационного периода. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от при­вычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое за­болевание.    

Прием вновь поступающих детей в детский сад, проводится по графику, со­гласованному с родителями, в период с апреля по август. Обычно со второй половины апреля из-за начинающихся са­дово-огородных работ детей в дошкольном учреждении ста­новится меньше, и можно начинать прием новеньких. Мы настоятельно рекомендуем отдавать ребенка в ясли с весны. Он гораздо легче адаптируется, хотя бы, потому что большую часть времени проводит на улице. А малыши так любят погулять! Мы стараемся принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.

   По желанию родителей дети могут находиться в учрежде­нии не полный день, а всего несколько часов. По мере при­выкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.

Советы родителям:

vпервые дни мама может находиться вместе с малы­шом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Но при этом про­сим ее не заниматься ребенком, а делать какую-нибудь рабо­ту, т.е. быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начи­нает отходить от матери все дальше, а, подружившись со свер­стниками и воспитателем, «забывает» о ней.

v по возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, отец или бабушка. Так он быстрее привыкает, расставаться с ними, потому что от одного родителя ре­бенок уходит спокойно, а с другим никак не может расстать­ся.

     Как бы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в по­стель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родителиотмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет при­обретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье.

Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно- психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то следует обратиться к врачу, побеседовать с психологом.

   Для успешной адаптации следует:

- взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время ук­ладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки;

- установлено, что в психологически напряженной, стрес­совой ситуации помогает переключение на древнюю и силь­ную пищевую реакцию. Плачущий двух-трехлетний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также пере­ключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в од­ном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. Сле­дует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызет, если захочет;

-в адап­тационный период ребенка ни в коем случае не стоит случать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний;

-затормаживают отрицательные эмоции монотонные дви­жения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смыл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмас­совые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резино­выми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду - это очень успокаива­ет.

Ждем Вас, приходите,

«Золотой ключик» наш посмотрите.

Вам понравится у нас, в этот день и в этот час!

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677