Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образ в музыке
7 минут 4823 1474

Образ в музыке

VOLKOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Волкову Светлану Васильевну,преподавателя МБОУ ДОД ДШИ № 37 г. Калтан Кемеровской области. Сегодня Светлана Васильевна с удовольствием предлагает вашему вниманию сценарий лекции - концерта «Образ в музыке». Данный материал будет интересен педагогам ДШИ.

Комментарий к статье от Светланы Васильевны:

«В лекции говорится о значение слова «искусство», о том какие настроения может передавать музыка и как литература и живопись помогают понять содержание музыкального произведения».

Увлекательного чтения…


             Образ в музыке

                         ( Сценарий лекции-концерта для учащихся 5-6 классов СОШ )  

 Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!!!  

 Сегодня вы пришли в гости в Детскую школу искусств, где ребята учатся играть на различных инструментах, петь, танцевать, рисовать, т.е. учатся различным видам искусства.              

 Искусство – это мастерство, которое доставляет эстетическое удовольствие, вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. К искусству относятся - музыка, живопись, литература, архитектура, киноискусство.

 Вы, наверное, знаете, что музыка может передавать настроение (грустное-веселое), чувства (нежность, обида, злость), может рисовать картины природы, изображать животных и птиц. А если мы прочитали стихотворение, затем начали слушать музыку и одновременно смотреть на картину,- у нас создается очень полный образ произведения искусства. Сегодня мы с вами именно этим и займемся, т.е. разберемся как литература и живопись помогают понять содержание музыкального произведения.

       -А какое сейчас время года – кто знает?

Правильно – весна. Назовите признаки весны ( светит солнце, тает снег, распускаются цветы…).

     ( Веду беседу с детьми в форме диалога, после каждого показа задаю вопросы и внимательно выслушиваю ответы)

  • Посмотрите на картину «Весна» (Ляхнович Олеси 2 класс )

Послушайте стихотворение «Весна»

Весна зеленая пришла,

На крыльях солнце принесла.

В лесу обрадовались звери,

Засмеялись и запели

Птички весело поют,

Спать медведю не дают.

Вышел мишка из берлоги,

У него промокли ноги,

На поляне он уселся

И на солнышке согрелся,

Прибежали зайцы, белки

И давай играть в горелки.

Ожил лес, цветут цветочки,

Любят все весну и точка,,,

Послушайте пьесу на фортепиано «Танцующий свинг» муз. Н. Мордасова в исполнении   Батура Марины 1 класс

 Создался в нашем восприятии полный образ весны?........

2. Отгадайте загадку:

Бывает он серый и белый бывает;

Следы оставляет, умело петляет,

Боится лисы он, боится и волка,

Его же боится капуста лишь только. (заяц)

-Правильно. А что вы знаете про зайца? (дети отвечают)

Посмотрите на картину «Зайчик» (Чугуновой Ксюши 1 класс)

В исполнении Марковой Алисы 1 класс прозвучит пьеса «Прыг-скок» муз. Ф. Листа.

Внимательно слушайте и вы услышите как прыгает большой заяц, а рядом с ним маленький зайчик.

3.  А это кто – угадайте?:

Кто там скачет по дорожке? Цок- цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива,

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (лошадка).

Посмотрите на картину «Лошадка» (Лебедева Вани 2 класс)

Послушайте в исполнении Юрковой Насти 5 класс пьесу «Лошадь» муз.Баневича

4.     В исполнении Лебедевой Беллы прозвучит пьеса «На мосточке» муз. А.Филиппенко.

Вы внимательно послушайте, а затем обсудим кто какой образ себе представил. (слушаем-обсуждаем)

5.     В исполнении Вахрушевой Сони 1 класс прозвучит «Латышский народный танец» обр.А.Жилинского .

(слушаем-обсуждаем)

 (дети из зала исполняют частушки; слушаем все частушки детей, обсуждаем кому они посвящаются, я хвалю каждого исполнителя)

 В исполнении Скиба Ульяны 1 класс позвучит на фортепиано «Частушка» муз. Д.Кабалевского.

Послушайте в исполнении Санникова Димы 2 класс пьесу «Прогулка»   муз. Рыбицкого.

(смотрим картину, слушаем музыку, обсуждаем).

-Каких добрых сказочных героев вы знаете?

-Каких злых сказочных героев вы знаете

-Посмотрите на картину. Кто это?

(картина «Баба-Яга» Кочуковой Наташи 1 класс)

В исполнении Бусовой Вики 4 класс прозвучит пьеса «Баба-Яга»                 муз. А. Хавелева

(слушаем, обсуждаем какой бывает в сказках Баба-Яга, как она изображена на картине и в музыке).

В исполнении Шведовой Яны 3 класс прозвучит пьеса «Марш Черномора» муз. М.Глинки.

   -Что здесь изображено?........(танцующие люди в бальных нарядах)

     Послушайте в исполнении Мусохрановой Насти 5 класс пьесу «Виланелла» муз. С.Шаминада

Это итальянский танец. (слушаем, смотрим на картину, обсуждаем)

     -Правильно, Маскарад, карнавал…

Вот картина Чирковой Кати 2 класс «Маски»

И послушайте пьесу «На карнавале» муз. Г.Балаева

(обсуждаем музыку, картину, что и когда бывает на карнавале…)

Прекрасен и разнообразен мир музыки. Однако слушать хор, оркестр, смотреть оперу или балет совсем не просто. Это доступно только тому, кто понимает язык музыки, кто знает ее историю. Можно слушать музыку, но не слышать ее, играть, но не понимать. Только грамотному слушателю она приносит радость и наслаждение.

 Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они восхищались музыкантами-творцами, создавали о них сказки, былины, мифы.

Музыка способна передавать весь диапазон человеческих чувств. Она успокаивает и восхищает, поднимает настроение и дух, приводит в восторг и трогает до слез, она обладает огромной силой, взывает к нашему сердцу.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677