Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Шкарлий С.И.
7 минут 8217 1874

Мастера своего дела: Шкарлий С.И.

SHKARLIY fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шкарлий Светлану Ивановну, педагога-психолога МБДОУ ДС № 47 КВ г. Североморска Мурманской области. Сегодня Светлана Ивановна с  радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Ивановны:

«Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, так как в настоящее время  увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии, в становлении гармонично развитой личности».

Интересного чтения...


 

Методическая работа на тему самообразования «Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста»

Посмотреть статью с таблицами

С 2009 по 2011 год работала по теме «Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста», с целью коррекции имеющихся эмоциональных нарушений у дошкольников и профилактики возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду.

Актуальность: Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, так как в настоящее время  увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии, в становлении гармонично развитой личности.

Цель работы:формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями.

Основные задачи:

  • создать условия, обеспечивающие свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
  • формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  • формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  • формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
  • развивать навыки совместной деятельности, общения.

Предполагаемый результат:

  • расширение у детей  круга  понимаемых эмоций;
  • формирование в детях   эмпатии   по отношению к окружающим;
  • повышение самооценки;
  • повышение уровня самоконтроля;
  • выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.  

3.1.2. Краткое описание опыта работы

Ежегодно по результатам мониторинга детского развития на начало учебного года выявляю группу детей, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, с которыми осуществляю коррекционно-развивающую работу в течение учебного года.

Для решения поставленных задач, учитывая особенности психофизического развития детей, я использую следующие методы и приёмы:

  • игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у дошкольников и профилактику возникновения эмоционального дискомфорта

Часто в своей работе для снятия эмоционального напряжения у детей использую упражнения с бумагой: скомкавание, скручивание, разрывание.

  • игры на развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении.
  • классические музыкальные произведения:

1.Успокаивающий вариант

2. Мобилизующий вариант

мультимедийные  презентации  для работы с  детьми  по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении.

Для релаксации детей я использую: «пузырьковую колонну», «арома – шар со звуками природы», диски «Аквариум», сборник музыки «Плюха».

Данные пособия оказывают эффективное влияние на снятие нервных и психических напряжений, восстанавливают работоспособность.

  • Для передачи эмоций применяю приемы изобразительной деятельности дошкольников:
  1. рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками, гуашью и акварелью.
  2. технику рисования пальцами, ладошками.
  3. рисование печатками из поролона.

Эффективность работы по методической теме.

В ходе работы по данной теме разработала:

  • перспективно-тематический план работы на развитие личностных поведенческих качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  • конспекты занятий на знакомство с различными эмоциями и чувствами для детей средней группы;
  • дидактические игры на развитие эмоциональной сферы у детей старшей группы: «Волшебный телевизор», «Дом эмоций»;
  • методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников;
  • консультации для родителей с использованием мультимедейных презентаций («Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Возрастные детские страхи»).

Сделала подборку:

  • дидактических игр на снятие агрессии, застенчивости, страхов;
  • психогимнастических упражнений на развитие адекватной самооценки;
  • этюдов на выражение различных эмоций;
  • эмоциональных тренингов, направленных на соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценку собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами: мимикой, пантомимикой, изобразительными средствами);
  • наглядного дидактического материала (плакаты, сюжетные картинки), отображающего различные эмоции, настроение;
  • раздаточного материала для занятий (картинки, фотографии, пиктограммы);
  • детских мультимедийных презентаций для развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении;
  • элементов костюмов для проведения этюдов, драматизаций;
    • игр и упражнений для родителей и педагогов, для снятия эмоционального напряжения детей в домашних условиях.

Составила и изготовила:

  • картотеки для педагогов и родителей по темам: «Полезная релаксация»,

«Саморегуляция эмоционального состояния», «Игры для тревожных, агрессивных, гиперактивных, застенчивых детей».

  • фонотеку для детей со звуками природы по рекомендациям педагогов – психологов Э.Б. Абдулиной, Д.Ю. Кобалевского.

Оформила:

  • тематические альбомы «Наше настроение», «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • картотеку дыхательных и релаксационных упражнений, способствующих снятию напряжения,
  • наглядные консультации для педагогов и родителей ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы детей: «Маленькие советы большим родителям», «Правила для взрослых» и др.

Результаты развития эмоционально-волевой сферы детей имеют положительную динамику.

 

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6922 677