Дорогие друзья, мы рады представить вам Шкарлий Светлану Ивановну, педагога-психолога МБДОУ ДС № 47 КВ г. Североморска Мурманской области. Сегодня Светлана Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Ивановны:
«Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, так как в настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии, в становлении гармонично развитой личности».
Интересного чтения...
Методическая работа на тему самообразования «Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста»
С 2009 по 2011 год работала по теме «Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста», с целью коррекции имеющихся эмоциональных нарушений у дошкольников и профилактики возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду.
Актуальность: Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, так как в настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии, в становлении гармонично развитой личности.
Цель работы:формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями.
Основные задачи:
- создать условия, обеспечивающие свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
- развивать навыки совместной деятельности, общения.
Предполагаемый результат:
- расширение у детей круга понимаемых эмоций;
- формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
- повышение самооценки;
- повышение уровня самоконтроля;
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
3.1.2. Краткое описание опыта работы
Ежегодно по результатам мониторинга детского развития на начало учебного года выявляю группу детей, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, с которыми осуществляю коррекционно-развивающую работу в течение учебного года.
Для решения поставленных задач, учитывая особенности психофизического развития детей, я использую следующие методы и приёмы:
- игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у дошкольников и профилактику возникновения эмоционального дискомфорта
Часто в своей работе для снятия эмоционального напряжения у детей использую упражнения с бумагой: скомкавание, скручивание, разрывание.
- игры на развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении.
- классические музыкальные произведения:
1.Успокаивающий вариант
2. Мобилизующий вариант
мультимедийные презентации для работы с детьми по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении.
Для релаксации детей я использую: «пузырьковую колонну», «арома – шар со звуками природы», диски «Аквариум», сборник музыки «Плюха».
Данные пособия оказывают эффективное влияние на снятие нервных и психических напряжений, восстанавливают работоспособность.
- Для передачи эмоций применяю приемы изобразительной деятельности дошкольников:
- рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками, гуашью и акварелью.
- технику рисования пальцами, ладошками.
- рисование печатками из поролона.
Эффективность работы по методической теме.
В ходе работы по данной теме разработала:
- перспективно-тематический план работы на развитие личностных поведенческих качеств у детей старшего дошкольного возраста;
- конспекты занятий на знакомство с различными эмоциями и чувствами для детей средней группы;
- дидактические игры на развитие эмоциональной сферы у детей старшей группы: «Волшебный телевизор», «Дом эмоций»;
- методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- консультации для родителей с использованием мультимедейных презентаций («Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Возрастные детские страхи»).
Сделала подборку:
- дидактических игр на снятие агрессии, застенчивости, страхов;
- психогимнастических упражнений на развитие адекватной самооценки;
- этюдов на выражение различных эмоций;
- эмоциональных тренингов, направленных на соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценку собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами: мимикой, пантомимикой, изобразительными средствами);
- наглядного дидактического материала (плакаты, сюжетные картинки), отображающего различные эмоции, настроение;
- раздаточного материала для занятий (картинки, фотографии, пиктограммы);
- детских мультимедийных презентаций для развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями в поведении;
- элементов костюмов для проведения этюдов, драматизаций;
- игр и упражнений для родителей и педагогов, для снятия эмоционального напряжения детей в домашних условиях.
Составила и изготовила:
- картотеки для педагогов и родителей по темам: «Полезная релаксация»,
«Саморегуляция эмоционального состояния», «Игры для тревожных, агрессивных, гиперактивных, застенчивых детей».
- фонотеку для детей со звуками природы по рекомендациям педагогов – психологов Э.Б. Абдулиной, Д.Ю. Кобалевского.
Оформила:
- тематические альбомы «Наше настроение», «Что такое хорошо и что такое плохо»
- картотеку дыхательных и релаксационных упражнений, способствующих снятию напряжения,
- наглядные консультации для педагогов и родителей ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы детей: «Маленькие советы большим родителям», «Правила для взрослых» и др.
Результаты развития эмоционально-волевой сферы детей имеют положительную динамику.