Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Катырова Н.В.
7 минут 4155 1277

Мастера своего дела: Катырова Н.В.

KATIROVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Катыровой Надеждой Викторовной, воспитателем МАДОУ ДС № 12 «Березка» п. Малиновка Кемеровской области. Сегодня Надежда Викторовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, где раскрывает особенности детского творчества как одного из средств художественно-эстетического воспитания. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Викторовны:

«Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного».

Увлекательного чтения...


Нравственное воспитание через художественное творчество детей.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремиться, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственные воспитания.

Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания детей. Педагог в повседневной жизни предлагает детям для рассматривания картины разных жанров, в которых художники передают красоту родной природы, жизнь людей, сказочные образы. Наиболее ярко проявляется эмоциональное отношение детей к природе. Картины о природе пробуждают у детей добрые чувства ко всему живому, желание проявить заботу о первых вестниках весны – птицах. Так же воспитывает у детей уважение к труду, желание самим участвовать в помощи взрослым.

Эстетическое отношение к окружающему формируется и в процессе приобщения детей к разным видам изобразительной деятельности. В рисунках, лепных работах, аппликации на общественную тематику педагог формирует у детей эмоциональное отношение к явлениям действительности. Наиболее полно оно проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Рассматривая рисунок, лепку, аппликацию в конце занятия, дети любят рассказывать о том, что изображено. Это вызвано отношением ребенка к изображаемому предмету, явлению. Для того что бы дети полно передавали сюжет, образ нужно использовать коллективные формы работы, которые очень эффективны для воспитания положительных взаимоотношений. При выполнении коллективной работы дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, осуществляя общий замысел. Помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции. Коллективная работа всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть этическую ценность их деятельности. Все это необходимо для развития инициативы.

Педагог стремиться к тому, чтобы дети могли свободно владеть различными материалами (карандашами, красками, акварелью, гуашью, приемами вырезания из цветной бумаги, способами лепки). При этом педагог обращает внимание детей на то, что выполнять рисунок, аппликацию, лепную работу можно при условии, если каждый будет трудиться. Так же важна постановка цели: сделать для игры, для подарка. Так дети понимают, что для того чтоб что то получилось надо потрудиться.

Рассматривая поделки своих товарищей, дети начинают бережней относиться к выполненным работам. Интерес к изобразительной деятельности возрастает, если проходит подготовительная работа.

С этой целью педагог проводит экскурсии, читает детям стихи, рассказы, углубляя их представление об окружающем. Так же педагог учит детей действовать самостоятельно, формирует дружеские взаимоотношения между детьми, умение помочь сверстнику.

 Интерес к процессу творчества стимулирует игровые приемы, когда дети становятся «художниками», « мастерами» и на свой вкус расписывают глиняную посуду. С помощью различных приемов педагог учит детей в свободное время выбирать любимый вид художественной деятельности (придумывать сюжеты рисунков, лепки и аппликации).

Проблема нравственно - эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Список литературы:

  • Соловьева Е. В. Наследие: и быль, и сказка... : пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры [Текст]. – М. : Обруч , 2011. - 144 с.
  • Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. [Текст]. – 2006. - N 5. - С. 18-20.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2940 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6841 677