Дорогие друзья, мы рады представить вам Василискову Оксану Сергеевну, учителя-логопеда ДС № 1518 г. Москвы. Сегодня Оксана Сергеевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию речевого дыхания у детей. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Сергеевны:
«Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной»
Интересного чтения…
Рекомендации логопеда по выполнению домашнего задания. Упражнения по развитию речевого дыхания.
Посмотреть статью в полной версии
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Очень слабый выдох и вдох, что ведѐт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребѐнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шѐпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребѐнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлѐбыванием».
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объѐм дыхательного аппарата, что достигается путѐм тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающихся с соответствующими движениями.
Во время выполнения упражнений нужно следить не только за тем, чтобы ребѐнок не поднимал плечи, не задерживал дыхание. Задержка дыхания влечѐт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались, проследите за этим. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие. И еще, дозируйте дыхательные упражнения, чтобы не довести до головокружения, гипервентиляции легких. Приводим пример некоторых упражнений: В зависимости от возраста ребенка, предусмотрена своя система упражнений дыхательной гимнастики. Начнем с детей, в возрасте 2-х лет.
Для деток, двухлетнего возраста эффективными и полезными будут вот такие упражнения:
Воздушный шарик
Предложите ребенку лечь на пол и положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т.е. животик, а после того, как мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Выполнять это упражнение можно вместе с малышом, повторяя 5 раз.
Во время выполнения дыхательных упражнений родителям необходимо придерживаться некоторых правил:
Нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это в игровой форме.
Можно дуть на одуванчики, сдувать пѐрышки с ладошки.
Очень полезная для развития лѐгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребѐнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой ,надувать мыльные пузыри. Ребѐнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. В более старшем возрасте надувайте воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 минут.
Развитие речевого дыхания.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.
- Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении.
- Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
- Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
- Дышать надо носом.
Этапы выполнения дыхательных упражнений:
1. Принять позу и зафиксировать еѐ.
2. Расслабиться.
3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.
4. Выполнить дыхательное упражнение.
5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.
Уроки дыхания.
Следует серьѐзно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний.
Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат. Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребѐнок дышит не как надо –он дышит как получится. Эти весѐлые логопедические упражнения научат его, как же всѐ-таки «надо».
Все упражнения подбирает логопед, так как все зависит от того, какой звук отрабатывается в данное время.
«Большой и маленький». Стоя прямо, на вдохе ребѐнок поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок опускает руки вниз, затем приседает, обхватив руками колени и одновременно произнося «у-х», спрятать голову между коленями – показать, какой он маленький.
«Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колѐс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят». Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).
«Аист». Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, вынести еѐ вперѐд. Зафиксировать положение на несколько минут. Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).
«Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5-10 раз).
«Мельница». Стоя, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе звук «р-р-р» или «ж-р-р». У ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.
«Сердитый ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ѐжик во время опасности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ѐжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ѐжик.
«Лягушонок» Стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок быстро и резко прыгает. Приземляясь произносить «к-в-а-к» и повторить его прыжки: слегка приседая, вдохнув, сделать прыжок вперѐд. Приземлившись, «квакнуть».
«В лесу» Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость. Поворачивайтесь то влево, то вправо.
«Весёлая пчёлка». На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчѐлка села на нос (звук «З» и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом ребенок учится направлять внимание на определѐнный участок тела.
«Ловля комара». Представьте состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает назойливый комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость и темп«комариного писка». Пытаться поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.
«Косарь». Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой. Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на выдохе «ж-у- х, ж-у-х». (5-10 раз).
«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20секунд).
«Петушок». Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы ног, голову вытянуть вперѐд-вверх, руки развести в стороны и назад и, хлопая себя по бѐдрам, произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).
«Насос». Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие пружинистые наклоны(по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8 раз в каждую сторону).
Пособия для потдувания можно изготовить самостоятельно: Возьмите трубочки из-под сока, полукруглые емкости (пластмассовые),сделайте из пенопласта шарики и изготовьте потдувалочки.
«Футбол» (чередование длительного плавного и сильного выдоха). Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха, кусочки ваты) предварительно разбросаны по всему полю.
Литература:
1. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро Год издания: 2006
2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.
3. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.