Дорогие друзья, мы рады представить вам Радионову Людмилу Ивановну, воспитателя МБДОУ № 166 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово Кемеровской области. Сегодня Людмила Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию мелкой моторики и речи детей. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Ивановны:
«Взаимодействие с миром природы через игры с природным материалом обладает большим психолого-педагогическим потенциалом и оказывает большее влияние на развитие речи детей. Исходя из этого, дети данной категории должны как можно больше встречаться с природой в рамках общей педагогики на раннем этапе воспитания и обучения детей, что способствует ослаблению и преодолению имеющихся отклонений в развитии».
Увлекательного чтения...
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности, снижает продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.
Взаимодействие с миром природы через игры с природным материалом обладает большим психолого-педагогическим потенциалом и оказывает большее влияние на развитие речи детей. Исходя из этого, дети данной категории должны как можно больше встречаться с природой в рамках общей педагогики на раннем этапе воспитания и обучения детей, что способствует ослаблению и преодолению имеющихся отклонений в развитии.
Работая в младшей группе, из года в год я наблюдаю значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии, это не только лексико-грамматические и фонетико-фонологические недоразвития речи, но и существенные нарушения в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное мышление и значительное нарушение координации - моторная неловкость.
Работая с детьми младшего возраста, для решения поставленной задачи и средством, направленным на развитие речи детей, я взяла игру, т.к. игра основная деятельность детей. Но не просто игры, а разработала различные виды игр с природным материалом, накопив свои наблюдения. Изучив опыт воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, научные труды в журналах и педагогической литературе, оценив значимость и актуальность их работ, я пришла к выводу, что знакомство детей с природным материалом положительно отражается на коррекции речи ребенка.
Я разработала программу игр с природным материалом для детей младшего возраста.
- Свои игры-занятия я начинаю с массажа рук природным материалом: шишками, орехами, репейником – они снижают эмоциональное и психологическое напряжение. Делая массаж, мы проговариваем различные чистоговорки, небольшие стихотворные тексты.
- Следующим этапом является знакомство детей с песком с помощью «сухого бассейна», также используется «сухой бассейн» наполненный горохом, фасолью, бобами, что позволяет массировать пальцы ребенка, они становятся более чувствительными, а движения координированными.
- Далее идут игры-занятия с использованием различных предметов природы (листья, шишки, камешки, семена, репейник и т.д.)
Мною разработаны различные виды игр с использованием природного материала, такие как: предметные, настольно печатные, словесные.
Всю коррекционную работу делим на три этапа, На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу на связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Для повышения эффективности словарной работы мы знакомим ребенка младшего возраста со словом в контексте его практической деятельности. Формирование связной речи у детей с недостатками в речевом развитии приобретает первостепенное значение в общем комплексе мероприятий.