Дорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Смирнову Ольгу Сергеевну, воспитателя ГБОУ детский сад № 1518 г. Москвы. Сегодня Ольга Сергеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию консультации для воспитателей. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Сергеевны:
«Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка, направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине».
Интересного чтения…
Нравственное воспитание
Посмотреть консультацию в полной версии.
Посмотреть консультацию на тему «Освоение дошкольниками правил подвижных игр»
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка, направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине.
Ставятся следующие задачи воспитания с раннего возраста:
- уважения к взрослым;
- формирования навыков культурного поведения;
- ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей;
- умения дружно играть и трудиться;
Я предлагаю рассмотреть три часто встречаемые проблемные ситуации общения ребенка с педагогом, с родителями, с детским коллективом, найти пути решения проблемы.
Проблемная ситуация общения ребенка с педагогом.
Ситуация: во время прогулки, играя в песочнице, девочка Даша обсыпала песком Аню. Воспитатель отвела Аню в группу промыть глаза, а вернувшись, подозвала Дашу к себе, на что девочка заплакала, закрыв лицо руками.
Решение проблемы: в первую очередь необходимо успокоить ребенка, а после обязательно выслушать. Сама Даша и другие дети рассказали, что вначале Аня забрала лопаточку, которой играла Даша, после чего, держа в руках ведерко с песком, девочка машинально насыпала песок на голову Ане. В первую очередь необходимо обратить внимание девочек, что помимо этой синей лопаточки, в песочнице есть и другие игрушки взяв, которую можно было избежать конфликт, объяснив, что в садике все игрушки общие (это касается момента, если лопаточку Аня взяла без умысла, не отобрала). Во вторых следует научить Дашу в подобной ситуации сопереживанию, например, понимать, что обсыпав песком Аню, она сделала нехороший поступок (Аня плакала, песок попал в глазки, их пришлось промывать). Маленькие дети нуждаются в том, чтобы им подсказали, что они поступают нехорошо. Необходимо помирить девочек, к примеру, попросив Дашу извиниться и пожалеть ее, после воспитатель может вовлечь детей в новую игру.
Комментарий: Не следует ругать и уж тем более применять физические методы наказания по отношению к ребенку — это способно ожесточить его еще больше и превратить агрессивность в насущную потребность, в своеобразную меру зашиты от жестокости окружающего мира. Агрессивности ребенка следует наглядно противопоставить доброту, ласку, внимание.
Проблемная ситуация общения ребенка с родителями
Ситуация: во время вечерней прогулке мама Вани подходит к площадке и говорит своему сыну: Хватит играть! Идем домой! Тот будто и не слышит ее, продолжает играть в песок. Мать возмущена: Я кому сказала! Ты слышишь, что я тебе говорю! Мальчик махнул рукой и отвернулся от нее. Выведенная из терпения, мать тащит сына от играющих. Сын плача и упираясь, успевает за почти бегущей мамой.
Решение проблемы: при следующей встрече побеседовать с мамой Вовы. Вспомнив ситуацию объяснить, что ребенку трудно прервать игру, ведь он настолько вживается в роль, что ему не удается по приказанию родителей переключится от игры в мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому мы должны подготовить малыша к переходу для предстоящих новых дел. Предупредить, договориться с ребенком и дать несколько минут для доигрывания.
Комментарий: Как закончить игру? Обычно родители не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей прерываем ее развитие. « Ну поиграли и хватит, пора идти домой!» - обычно заявляем тоном не допускающим возражений. И если дети заигравшись «не слышат», продолжая игру, то родители горячатся и прибегают к еще более радикальному приему: берут за руку и буквально оттаскивают от играющих ребятишек. Игра заканчивается конфликтом между взрослым и ребенком и как следствие детскими капризами, слезами, нежеланием есть, спать и т.д
Проблемная ситуация общения ребенка с детским коллективом
Ситуация: мальчик Никита принес в группу новую машинку, ребята тут же налетели с просьбой дать поиграть, но Никита не объясняя причины, всем ребятам отказал. Ребята походили, походили за Никитой и стали играть одни без него. Поначалу мальчик наслаждался своим одиночеством, но позже игра не приносила радости. Отверженный ребятами Никита заплакал.
Решение проблемы: для начало стоит разобраться в ситуации и спросить Никиту, почему он не хочет поделиться с ребятами машинкой для общей игры. Никита с огорчением рассказал, что перед приходом в садик мама предупредила, что игрушка, которую она ему дает новая и дорогая, играй в нее сам, а то ребята сломают.
Решение воспитателя наладить эмоциональный фон ребенка и восстановить дружеские отношения в коллективе. Воспитатель привлекает внимание Никиты на множество игрушек в группе и плавно переключает внимание ребенка на совместную игру со всеми ребятишками. Игровая деятельность продолжается, дети увлечены игрой.
По приходу мамы за Никитой, педагог затрагивает утреннюю ситуацию, и убедившись в истине слов Никиты, пытается донести до родителя: Мария Ивановна, Никите необходима коллективная совместная игра, от нее он получает радость, во время игры возникает содружество, складываются доверительные отношения со сверстниками, которые перерастают в дружбу. Необходимо убедить маму Вовы, что разрешив сыну играть в машинку с ребятами, а не одному, она как родитель не нанесет ущерб правильному воспитанию своего ребенка.
Комментарий: Необходимо развивать социальные чувства детей, коллективные взаимоотношения; создавать благоприятные условия для формирования индивидуальных способностей каждого ребенка.