Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Ориентир на развитие творческой личности
10 минут 4926 1106

Ориентир на развитие творческой личности

DUBCOVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дубовцевой Татьяной Фелофеевной, старшим методистом МБОУ ДОД ДДТ г. Новый Уренгой Тюменской области. Сегодня Татьяна Фелофеевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности для активной социализации в обществе. Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Фелофеевны:

«Таким образом, необходимость развивать общую культуру обучающихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, способную мыслить творчески, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы».

Полезного чтения…


Ориентир на развитие творческой личности

Дополнительное образование – это золотой ключик, позволяющий ребенку открыть двери в еще неизведанный, интересный, яркий мир.

Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации дает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки обучающихся способных:

  • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, необходимость развивать общую культуру обучающихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, способную мыслить творчески, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Соответственно перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятии такие условия, при которых каждый ребенок чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Как развить личность ребенка, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Раскрытие творческих возможностей детей через организацию проектно-исследовательской работы ведущее направление воспитания и обучения в учреждении дополнительного образования. С этой целью педагогом разработана дополнительная образовательная программа «Ориентир». Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации проектно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования.

Цель программы - развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности для активной социализации в обществе.

Освоение программы предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование у обучающихся интереса к научному творчеству, понятийного аппарата, навыков исследовательской работы.
  2. Развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.
  3. Воспитание у обучающихся высокойкультуры труда и научного мировоззрения.

Важным условием обеспечения полноценного развития интеллектуально-творческих и исследовательских навыков обучающихся и отличительной особенностью от других программ является организация образовательной среды - создание творческой атмосферы, вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности; блочное построение содержания предлагаемого курса: логические задания конвергентного типа; творческие задания, направленные на развитие дивергентного мышления; интеллектуальные игры, не только как соревнование в знаниях, один из эффективных способов расширения кругозора детей, но и как форма занятий, направленная на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения); проектно-исследовательская работа.

Первый блок - логические задания конвергентного типа содержит задания на смекалку и сообразительность, задания, направленные на развитие логического мышления, умения проводить рассуждения, рационально перебирать возможные варианты решений, нестандартного подхода к решению задач и т.д.

Второй блок - творческие задания и упражнения, содержит задания, направленные на развитие у детей общих приемов дивергентного мышления. Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:

  1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.
  2. Синектика - метод творческих задач путем поиска аналогий.
  3. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
  4. Метод творческих преобразований. Обучающимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

Третий блок - представлен интеллектуальными играми, особенность которых состоит в формировании у детей познавательной активности, устойчивости внимания, самостоятельности мышления, т.е. тех качеств, которые необходимы детям при успешном обучении.

Четвертый блок - проектно-исследовательская работа, которая включает основные элементы проведения исследования: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Блочное построение учебного материала подчинено следующим основным принципам:

  • каждый элемент, введенный в блок, имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного и нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления):
  •  каждый элемент блока несет в себе определенную умственную нагрузку для детей, что способствует реализации идеи овладения исследовательскими методами как методами познания;
  • каждый элемент блока представлен в нестандартной, интересной для детей форме, построен на доступном для них материале.

Для оптимальной организации, предупреждения усталости используется следующий алгоритм занятия:

Разминка.

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает весь детский коллектив.

Обучающимся предлагается серия простых вопросов, но работа усложняется тем, что она проводится в высоком темпе и проходит в форме учебного диалога. Обучающиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель кто быстрее).

Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).

Детям предлагаются специальные задания, формирующие рационального запоминания, тренирующие внимание.

 Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого обучающиеся самостоятельно без участия педагога или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных заданий, решение серии специальных логических задач способствуют развитию умения логически мыслить, смекалки, внимания, памяти и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разностороннего анализа взаимосвязей, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы и познавательной активности.

 Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизне- и конкурентоспособным,

Литература

  1. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: "Ось 89", 2006. - 480 с.
  2. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 208 с.
  3. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677