Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Современные общественные речевые реалии северного региона
7 минут 4196 1033

Современные общественные речевые реалии северного региона

SHKURKO fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шкуро Аллу Николаевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ г. Новый Уренгой Тюменской области. Сегодня Алла Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию статью «Современные общественные речевые реалии северного региона». Статья адресована учителям лингвистам, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Аллы Николаевны:

«Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа. Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несём ответственность за его состояние, за его судьбу».

Полезного чтения…


Современные общественные речевые реалии северного региона

Пока живо слово, язык -  жив и народ, нация…

Слово ценилось во все времена. Очевидна высшая мудрость, заключённая в библейском: «В начале было Слово». Древнегреческий оратор и публицист Исократ говорил: «Слово является вождём всех дел и всех замыслов».

Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…

В последнее время много говорят и пишут о том, что язык – наше богатство, наше достояние, неотъемлемая часть национальной культуры. Это правда. Правда, к сожалению, и то, что мы не дорожим этим богатством, не умеем и не хотим пользоваться им в полной мере. Почему? Потому что этому мало, недостаточно учат в школе, прежде всего на уроках литературы.

 А.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».  Не может быть человек хорошим специалистом, если он не умеет передавать свои мысли, свои знания так, чтобы его понимали окружающие, если он не владеет культурной и грамотной речью.

В нашем многонациональном регионе эта проблема стоит особенно остро. Муки слова испытывают не только школьники, но и взрослое население. Нередко люди жалуются, что мысль-то есть, а вот не хватает слов её выразить. Большей частью такие жалобы необоснованны. Просто мысль, скорее всего, недостаточно сложилась. Муки мысли рождают муки слова. Истории известны любопытные факты, когда люди прибегали к беседе, чтобы в процессе этой беседы уяснить до конца свою мысль.  В Древней Греции, родине красноречия, знали цену слову, учили речи не только красивой, но и содержательной. Активный языковой запас  жителей нашего региона неодинаков. Лексикон составляет небольшую часть от литературного языка народа. Какими бы ни были эти цифры, не задуматься над этой проблемой  нельзя.

Сегодня проблема чистоты речи – одна из самых ключевых проблем, волнующих не только филологов, но и каждого сознательного гражданина. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят  к резкому снижению его культуры. В речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства. Для говорящих, публично выступающих, изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует. Ругательства, «матерный язык» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений.

Ошибочное и неточное употребление слов порождает неясность мысли, путаницу понятий, влечёт за собой трудности взаимного общения. Словесные шаблоны, стереотипы, которыми, к сожалению, изобилует речь школьников и взрослых, попадая в их живую речь, засоряют её, обезличивают. Ещё одно опасное явление  нашего времени – слова-паразиты. Их немотивированное и лишённое смысла употребление в последние годы получило большое распространение в слабоорганизованной речевой практике. Появился и новый термин – слова-заполнители молчания – слова, которые не выполняют функции слова, ничего не обозначают, а только заполняют молчание. Такие слова появляются от бедности мысли, культуры.

Вопросы сохранения и развития русского языка – духовного, художественного, научного и культурного достояния страны – возведены в ранг государственной политики. Ничего более русского, чем язык, у нас нет! Поэтому-то так важно, чтобы каждый гражданин России, каждый из нас, стремился к высокому уровню русской речевой культуры, искореняя из своей речи ляпсусы, смысловые нелепости, языковые ошибки.  В новых для России условиях  рыночной экономики каждый специалист, помимо владения своей профессией, должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать своё мнение, чётко понимать речь собеседника и т.д. Человек любой профессии (педагог, чиновник, менеджер) должен приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе, в ответах на вопросы интервью.

Решать эти проблемы помогают элективные школьные курсы, уроки литературы. Это то образовательное пространство, которое в рамках школы может значительно разнообразить индивидуальное образование учащегося.

Решение проблемы совершенствования речевой культуры и обучения  умению оформлять в речи собственную мысль становятся социально значимыми в системе образования и являются условиями успешной деятельности любого специалиста в любой отрасли деятельности нашего региона.

Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несём ответственность за его состояние, за его судьбу.

Литература

1.        Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: 1991.

2.        Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. - М., 1996.

3.        Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607