Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с педагогами высшей квалификационной категории МБУ ДС № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области Моисеевой Ириной Ивановной (учитель-логопед) и Железниковой Татьяной Николаевной (воспитатель). Сегодня Ирина Ивановна и Татьяна Николаевна с удовольствием поделятся своим профессиональным опытом по применению мнемотаблиц в обучении детей с общим недоразвитием речи. Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения»
Интересного чтения…
МНЕМОТАБЛИЦЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Посмотреть статью с фотографиями
Ни для кого, ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы:
- Недостаточный словарный запас.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово, или словосочетание или абзац придумывается картинка или графическое изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, его логическую последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
Вот уже третий год мы работаем со своими детьми, используя мнемосхемы во всех видах непосредственной образовательной деятельности:
- при составлении рассказов;
- при заучивании стихотворений;
- при пересказах;
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений
Нами были разработаны методические рекомендации по использованию мнемосхем во всех видах деятельности. А также создана «копилка» по всем лексическим темам средней, старшей и подготовительной групп.