Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством спортивных командных игр
13 минут 5762 1354

Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством спортивных командных игр

MUHAMETGALIEVA fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Мухаметгалиева Луиза Эдуардовна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61 «Теремок» г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл. Сегодня Луиза Эдуардовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством спортивных командных игр. Статья будет интереснавоспитателям старших дошкольных групп, инструкторам по физической культуре в ДДУ.

Краткий комментарий к статье от Луизы Эдуардовны:

«Как показали проведённые исследования, используя спортивные командные игры как одно из средств физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать развивающие и оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование социально-коммуникативной компетентности».

Интересного чтения…


Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством спортивных командных игр

Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л. И. Божович, А. В. Вологодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев) старший дошкольный возраст – это особо ответственный период в психическом развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого).

Структура социально-коммуникативных навыков дошкольников изучена пока недостаточно, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков маленьких детей. Мало внимания уделяется формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников, недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования социально-коммуникативных навыков, как спортивные командные игры.

Анализ содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении выявил противоречие между высоким психофизическим воздействием на социально-коммуникативную сферу ребенка спортивных командных игр и недостаточной их научно-теоретической иметодическойразработанностью в системе современного процесса физического воспитания в ДОУ.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что изучена и доказана целесообразность использования спортивных командных игр в целях формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время заметно увеличился интерес к обучению детей старшего дошкольного возраста плаванию, художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию на коньках. Обучение чаще всего проводится с целью отбора детей в спортивные секции. В детский сад ни в коем случае не следует механически переносить из спортивной школы методику проведения тренировок. Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы детского сада определяют и специфические методы обучения, и форму проведения занятий.

Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям.

Во время игр и спортивных развлечений воспитатель должен знать, что психика ребенка неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять верю в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывать ребенку на его ошибки надо очень тактичны. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение.

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои возможности и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не носила вред здоровью.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой, с велосипедом и др.) При этом можно предложить детям выполнить те занятия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок.

С целью изучения эффективности применения командных спортивных игр в формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 61 «Теремок» г. Йошкар-Олы, которое включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе было выбрано 2 группы детей старшего дошкольного возраста – экспериментальная и контрольная.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5—7 лет осуществлялась по следующим параметрам (диагностика разработана и апробирована педагогами: Н. М. Линкова — МДОУ № 50; Л. В. Бабенышева — МДОУ № 64; Е. В. Алпатова — МОУ прогимназия № 208 г. Тольятти):

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.Умение получать необходимую информацию в общении.

3.Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5.Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9.Умение принимать и оказывать помощь.

На первом этапе мы провели исследование на выявление у детей социально-коммуникативной компетенции и пришли к выводу, что коммуникативная компетенция у детей и в контрольной, и в экспериментальной группе довольно низкая.

На втором этапе мы разработали план мероприятий по использованию спортивных командных игр с целью формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников. Нами был проведен формирующий эксперимент с детьми из экспериментальной группы.

Игра – основной для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Во время спортивных командных игр (городки, футбол, игры с элементами волейбола, баскетбола) особенно ярко проявлялись особенности мышления и воображения каждого ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Это заключалось в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетались со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Ребята именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, имели наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками (научившись хорошо играть, дети сами составляли команды), выбирать и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с правилами игры.

Дети играли в команде, учась согласовывать свои действия с действиями товарищей; так мы у них воспитывали сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность.

Через игру в команде шло обогащение его сенсомоторного опыта, развитие творчества и, как следствие, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Спортивные командные игры всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, поэтому они всегда проходили эмоционально, стимулируя двигательную активность и эмоциональную отзывчивость детей. В этих играх мы наглядно отмечали не успех каждого ребенка, а победу всей команды.

Участвуя в городках, соревнуясь, дети переживали и отрицательные эмоции. От этого никуда не деться, но ведь отрицательная эмоция – источник внутренней энергии человека, заставляющий его преодолевать трудности на пути к цели. В процессе командных игр мы переключали отрицательные эмоции на действия (например, метание биты с целью попадания в городки), и игра доставляла-таки ребятам чувство удовлетворения и радости, что и способствовало снятию нервных перегрузок, напряжения. Мы считаем, что спортивные игры помогают свободному выражению эмоций.

Несмотря на соревновательный компонент спортивных командных игр, обязательно во время игры мы поощряли проявления детьми активности, инициативы, оказания помощи сверстнику, проявления уважения друг к другу. Так как мы сами любим играть в эти игры, общение с играющими детьми было искренним, заинтересованным. И дети, глядя на воспитателя, переняли манеру общения друг с другом, правила поведения в своём маленьком обществе.

На третьем этапе мы проверили эффективность разработанного плана, для чего мы повторно провели диагностику социально-коммуникативной компетентности у детей в контрольной и экспериментальной группах. Мы пришли к выводу, что в обеих группах произошли изменения, но у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень социально-коммуникативной компетенции.

Мы пришли к выводу, что участие старших дошкольников в различных командных спортивных играх способствуют формированию у них реальной оценки своих возможностей, уверенности в своих силах, воспитанию морально-волевых качеств, развитию социально-коммуникативных навыков, что помогает адаптации ребёнка как в новом коллективе (школа), так и в обществе в целом.

Следовательно, гипотеза исследования: предположение о том, что использование спортивных командных игр в процессе физического воспитания старших дошкольников является эффективным средством формирования у них социально-коммуникативной компетентности, подтвердилась.

На основе теоретического анализа, опытно-экспериментальной работы определены критерии и показатели сформированности коммуникативных умений (ориентировка в условиях коммуникативной задачи, планирование акта общения, выбор средств, осуществление акта общения, обеспечение обратной связи). Выделенные критерии и показатели позволили оценить уровень и проследить динамику сформированности коммуникативных умений.

Результаты исследования могут стать полезными для воспитателей и инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений в плане применения ими спортивных командных игр с целью формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников. Следует упомянуть, что участие старших дошкольников в различных спортивных командных играх, в том числе и в городки, способствует формированию у них реальной оценки своих возможностей, уверенности в своих силах, воспитанию морально-волевых качеств, развитию социально-коммуникативных навыков, что помогает адаптации ребёнка как в новом коллективе (школа), так и в обществе в целом

Список использованных источников и литературы

  1. Адашкявичене, Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене.- М.: Просвещение, 1992..- 158 с.
  2. Аркин,Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В.В. Давыдов.- М.: Просвещение, 1968.- 446 с.
  3. Бабунова, Т. М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников / Т. М. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.- 32 с.
  4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Педагогика, 2006.- 128 с.
  5. Воронова, А. П. Азбука общения / А. П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова, Л. М. Шипицина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.- 112 с.
  6. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972.- № 2.- С. 112-115.
  7. Диагностика социальной компетентности у дошкольников [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3ac78a5c53a89421306d37_0.html
  8. Лисина, М. И. Психология самосознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру.- Кишинев: Штиинце, 2003.- 110 с.
  9. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебн. для студ. педагогический. вузов / под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2003.- 200 с.
  10. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С.- М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
  11. Петровская,Л. А. Компетентность общения / Л. А. Петровская.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 269 с.
  12. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2008.- 368 с.
  13. Травина,А. П. Игровое взаимопонимание в спортивных командах / А. П. Травина.- М.: ВНИИФК, 1989.- 24 с.
  14. Федерация городошного спорта России. Правила игры [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gorodki-russia.ru/rules/

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2655 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2552 609