Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проектная деятельность
31 минута 5238 1733

Проектная деятельность

GUSEVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гусевой Татьяной Геннадьевной, воспитателем МБОУ СОШ № 3 г. Вышний Волочек Тверской области. Сегодня Татьяна Геннадьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию проектную деятельность по теме: «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Геннадьевны:

«Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».

Познавательного чтения...


Проектная деятельность

По теме: «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных».

Посмотреть статью в полной версии

Актуальность.

  Реорганизация школьного обучения предполагает, прежде всего глубокие изменения содержания знаний, причем не количественные, а существенные изменения этого содержания. Все это, безусловно, требует от учащихся более высокого уровня мыслительной деятельности, причем, начиная уже с первого класса.

    1.      Перестройка школьного обучения предъявляет повышенные и к подготовке детей к школе, а, следовательно, и к самому процессу обучения дошкольников, как средству их умственного развития.
    2.      Еще в 1955г. А.П.Усова писала, что готовность детей к школе определяется прежде всего наличием у них достаточного круга представлений об окружающей действительности и развитием речи. Тогда же исключительное значение для умственного развития знаний, с которым ребенок приходит в школу отмечала и Е.И.Радина, требуя одновременно с расширением кругозора детей развивать такие качества, как умение наблюдать и вычленять некоторые признаки предметов, устанавливать на основании этих признаков общность и различие, делать простейшие обобщения, т.е. развивать способность к элементарному синтезу.
    3.      Однако, если раньше имелось в виду прежде всего обогащение детей знаниями, то в настоящее время воспитание познавательной деятельности дошкольников все больше становится специальной психологической и педагогической проблемой, занимающей центральное место в подготовке детей к школе в соответствии с современными ее требованиями.
    4.      Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Так что же такое мышление?

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

 

  1.        Мышление является опосредованным отражением действительности потому , что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
  2. Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков , сторон целого.

    Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа

    С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

    Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков от других.

    Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным свойствам.

    Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

    Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

  3. Наглядно-действенное. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

           Образно-логическое. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу ,

    анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов.

             Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме.

    Развитие мышления в дошкольном возрасте.

                 Мышление ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства и в дальнейшем. При этом в каждом возрасте есть свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач.

               Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.

               К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер.

               К пяти годам наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения является образ.

               В старшем дошкольном возрасте ( 6-7 лет ) продолжается развитие образно-логического мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить.

               К концу дошкольного возраста у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако его элементы начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

    Теоретическая база

    Современные исследования в области педагогики и психологии указывают на то, что стремление шести-семилетнего ребенка к осмысливанию того, что воспринимается, - показатель значительных успехов в области логического мышления, которых достигли дети этого возраста. (А.А. Люблинская).

    В этом возрасте возрастают возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

    В трудах Н.Н. Поддъякова указывается на то, в этом возрасте интенсивно формируются и развиваются разные способы практических преобразований объектов, направленных на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи.

    Как отмечено в работах В.В. Виноградовой, в старшем дошкольном возрасте наиболее ярко перед ребенком начинает выступать познавательная задача. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются самых разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос «почему», ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом все имеющиеся в его распоряжении средствами.

    Еще один важный аспект, на который в свое время указывала А.П. Усова. Знания старшим дошкольникам следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организации практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами, моделями. « Задача воспитателя,- писала

    А.П. Усова,- обеспечить наибольший воспитательный эффект, наибольшее развитие способности к обобщению, к самостоятельному нахождению связей усваиваемых знаний и умений».

    Выводы.

    Анализ данных педагогики и психологии показывают: дошкольники развертывают свои познавательные действия в определенной последовательности – вначале вычленяют данное явление как отдельное целостное образование, затем переходят к анализу связей этого явления с той более общей системой, в которой данное явление существует и функционирует, и далее анализируют свойства данного явления.

    Таким образом, ребенок постепенно при помощи взрослого учится мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью. Познавательная задача выступает в ее собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.

    Из всего вышесказанного вытекает цель исследования:

                 Организовать системный процесс взаимосвязанных

                 мероприятий, форм и методов организации детской

                 детской деятельности по ознакомлению детей с животным      

                 миром, объединенную

       воспитательно-образовательными задачами,

       в итоге создающую совокупность условий для развития

       образно-логического мышления у детей.

    Концепция

    Создание проектной деятельности развития образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных дает возможность:

    • Самостоятельных наблюдений детей в природе, с последующей оценкой своего поведения, поведения взрослых и сверстников;
    • Понимание детьми специфики живого организма и установление зависимости его состояния от факторов внешней среды и человека (элементарная исследовательская деятельность детей);
    • Прогнозирования ребенком общения с природой и человеком                                           и последствия своего отношения к ним;
    • Проявления детьми эмпатии;
    • Появления устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;
    • Повышения уровня развития образно-логического мышления;
    • Проявления дошкольником творческой индивидуальности в разных видах детской деятельности;
    • Комплексного подхода к диагностической, коррекционной работе с детьми и родителями.

    Объект исследования:

    МОУ СОШ №3 дошкольная группа.

    Реализующий проект «Развитие образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных» в старшей группе №2.

    Предмет исследования:

    Организация совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей с животными.

    Гипотеза:

    Если для реализации поставленной цели удастся создать условия:

    • Для развития способности выделять устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа.
    • Для обучения детей способам систематизации накопленной и получаемой информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
    • Для становления интеллектуальных чувств-переживаний: чувства нового и чувства открытия, любознательности, уверенности в знаниях.
    • Для формирования у детей бережного отношения к миру животных.
    • Для воспитания нравственных качеств: уважения, симпатии, доброты, любви.

Принципы:

  • Принцип целостности и уравновешенности развития всех сфер личности ребенка.
  • Принцип единства переживания, познания и действия.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип единства диагностики и развития.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

    2.Анализ допроектной деятельности.

 

В целях обновления содержания воспитательно-образовательной

работы с детьми по ознакомлению детей с животным миром на подготовительном этапе проектной деятельности возникла необходимость анализа программно-методического обеспечения педагогической деятельности, развивающей среды в группе, результатов диагностики уровня развития детей.В начале года проводилась диагностика с целью изучения:

 

  • Элементарных образных представлений детей об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
  • Умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
  • Умения устанавливать причинно-следственные и временные связи в природе.

Диагностическое обследование проводилось в течение двух недель в виде индивидуальных бесед, что способствовало созданию целостного впечатления об уровне развития образно-логического мышления. (Приложение 2 – 9).

 

Анализируя данные диагностики на подготовительном этапе можно сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту у детей недостаточно развиты представления об окружающем мире и о логических связях ,существующими между объектами этого мира. Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер. Дети не смогли выделить характерные особенности данного сезона. Ответы детей базировались на выделении общих, но не осуществленных признаков объектов. Кроме того, деятельность детей старшего дошкольного возраста носит не гибкий характер. Выделяя в качестве основного для отнесения единичного к соответствующему общему какой-либо из признаков в первом предмете, дети отыскивали его во всех последующих предметах.

Анкетирование родителей показало, что родители не уделяют должного количества времени развитию образно-логического мышления у детей. Не используют задания на развитие операций сравнения, обобщения, классификации, анализа. Мало читают, редко задают вопросы по прочитанному, редко дают задания на последовательность событий

 

Анализ собранных материалов предоставил возможность получить четкую картину содержания развивающей среды в группе, реальных представлений детей; участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (педагогов, родителей) в развитии детей.

Это позволило в дальнейшем спланировать работу, учитывая интерес к миру животных, наметить пути совершенствования воспитательно-образовательной работы, предоставив возможность увлекательно и системно знакомить детей с животными.

Проводя работу по самообразованию с целью формирования теоретических представлений по данному вопросу использовались следующие научно-методические материалы и технологии:

  • «Психология» Р.С. Немова позволила подобрать материал для диагностического обследования образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
  • «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7лет»

Е.О. Севостьяновой помогла разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей образно-логического мышления при ознакомлении детей с животным миром.

  • «Программа экологического воспитания дошкольников»

С.Н. Николаевой помогла разобраться в вопросе приобщения детей к экологической культуре.

  • «Познание мира животных» М.Н. Сигимовой предоставила научно-практическое обоснование частно-методической проблемы: воспитание растущего человека экологической личностью, способной проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, милосердие к живому существу.
  • «Загадки мира животных» М.Н. Сигимовой помогла подобрать формы, приемы и методы по организации детской деятельности по ознакомлению с миром животных».

Анализ диагностического обследования детей и родителей подтвердил необходимость развития образно-логического мышления у детей, а изучение научно-методической литературы позволило мне определиться в содержании, а именно:

  • Создать систему формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучая мир животных.
  • Активизировать взаимодействие с родителями по вопросу развития мышления детей.

Цель: Создать систему взаимосвязанных мероприятий, форм и

методов организации детской деятельности по

ознакомлению детей с животным миром, объединенную

воспитательно-образовательными задачами,

в итоге создающую совокупность условий для развития

образно-логического мышления у детей.

Задачи:

1.Модернизировать предметно-развивающую среду .

2.Реализовать технологию М.Н. Сигимовой «Познание мира животных»,

Е.О. Севастьяновой «Хочу все знать!»

3.Создать проектную деятельность по ознакомлению детей с животными, способствующую повышению уровня развития образно-логического мышления.

4. Повысить профессиональную компетентность родителей через социально-культурные мероприятия, включенность родителей в содержательную деятельность дошкольного учреждения .

Ожидаемый результат.

 

    • Повышение уровня развития образно-логического мышления.

У детей развиты образные представления об окружающем мир и о связях и отношениях, существующими между животными, их                      образом жизни, природой; у детей развиты умственные операции анализа, синтеза.

    • Дети могут рассуждать логически, грамматически правильно выражают свою мысль.
    • Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов.
    • Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса.

Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы и наблюдений.

Создание проектной деятельности «Познание мира животных»

«Активизация форм работы с родителями».  

 

3.1.Проектная деятельность. (Описание проекта).

 Уровень образно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте повысится, если дети научатся устанавливать связи и отношения, существующие между объектами природы.

     Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к миру животных были проведены беседы:

  • «Жизнь домашних животных в разные времена года».
  • «Жизнь диких животных в разные времена года».
  • «Как белка, лось и заяц проводят зиму в лесу».
  • «Естественный отбор в мире животных».
  • «Что мы знаем о насекомых».
  • «Нелегкая жизнь лягушачья».

Цикл занятий:

  • «Царство животных»
  • «Дикие животные»
  • «Волк и лиса – лесные хищники»
  • Сравнение белого и бурого медведя» помог познакомить детей с особенностями внешнего мира животных, устанавливать взаимосвязь между образом жизни животного и питанием, отражать свои впечатления в речевом диалоге.

 В рамках проекта требовалось продуманное использование зоны по ознакомлению детей с животными. На занятиях по художественному творчеству дети с воспитателем изготовили макеты:

  • «Домашние животные»
  • «Животные нашего леса»
  • «Животные Севера»
  • «Животные жарких стран»

Альбомы:

  • «Птицы»
  • «Дикие птицы»
  • «Наши питомцы»
  • «Что такое «Красная книга?»

Дети вместе с родителями искали картинки с изображением животных, сами рисовали животных.

Построение среды включало в себя принцип постоянного обновления и соответствия возрасту детей, содержанию этапа обучения и воспитания.

В соответствии с принципом постепенности усложнялся материал. Дети любят играть в настольные игры.

  • Игра «Береги живое» помогла детям осознать важность бережного, заботливого отношения к природе и ее обитателям.
  • Игра «Кто как устроен» помогает усвоить знания о том, как и где живет животное, при помощи чего животные передвигаются.
  • Лото «Герои русских сказок» учит детей описывать животных по внешним признакам; ориентировке во времени; пересказывать.
  • Игра «Сам себе сказочник» развивает образно-логическое мышление, образную речь, умение строить рассказ.
  • Игра «Четыре сезона» знакомит детей с временами года, обогащает детей знаниями о сезонных изменениях в природе.

 Во второй половине дня с детьми в увлекательной форме проводились игры-занятия:

  • «Путешествие на лесную поляну».
  • «Кто тут живет».
  • «Кто это?»
  • «Путешествие на волшебную полянку».

Эти занятия развивают у детей эмоциональное воображение, способность к переживанию, радости, печали.

   Дети совместно с воспитателями сочинили экологические сказки:

«Однажды в лесу…»

«Новогодняя история»

Сказки помогли делают речь детей грамматически правильной, обогащают словарь.

В процессе художественно-продуктивной деятельности (лепка, конструирование, рисование) дети активно отражали свои впечатления.

 В течение года в процессе своей работы делилась опытом с коллегами, выступала на педсовете «Эффективные формы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте», где поделилась технологией, методами и приемами, которые способствуют развитию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практика показала, что взаимодействие педагогов и родителей значительно повышает качество воспитательного процесса, преодолевает трудности в обучении.

Необходимо было заинтересовать родителей. Для этого использовались следующие формы работы:

  • Творческая встреча «Загадки мира животных».
  • Творческий семинар «Создание организованной среды для развития мышления детей».
  • Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома».
  • Родительское собрание «Воспитание любви к живому».
  • Родительское собрание «Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности».
  • Наглядная агитация.
  • Фотогазета «Кто живет на нашем участке?»
  • Дневник наблюдений «Наша фотоохо-та».
  • Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мышления при ознакомлении с миром животных».
  • Экскурсия в музей «Природа нашего края».
  • Участие родителей в подготовке раздаточного и демонстрационного материала».
  • Изготовление декораций, игрушек, костюмов и масок животных.

Такое доверительное взаимодействие с родителями помогло многим из них открыться во время бесед, более внимательно подходить к интересам и возможностям детей. Повысилось само понимание значимости партнерских отношений с ребенком, что способствовало эффективности педагогического воздействия на детей.

 Для того, чтобы метод проектирования воспитательно-образовательной работы по развитию образно-логического мышления влился в общую систему работы, тщательно продумала планирование каждого этапа, использование разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми, родителями; создание предметной среды; были изготовлены необходимые пособия и материалы.

  Был разработан проект «Познание мира животных».

       Мотивом создания проекта послужили показатели диагностического обследования детей. Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер, не смогли выделить характерные особенности данного сезона.

 Стояла необходимость коррекционной работы с детьми.

         Учитывая принцип «развитие из сотрудничества», предлагались доступные пониманию дошкольников основы знаний из наук о животных: экологии, зоологии. Важно, как говорил К.Д. Ушинский, «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти», то есть развивающее влияние знаний. Поэтому проектная деятельность носит поисковый, творческий характер, где особую роль играют разнообразные формы поисковой активности ребенка. Это занятия-загадки, прогулки, развивающие игры, создание проблемных ситуаций:

«Сравни по размеру».

«Дорисуй».

«Так и не так».

«Кто чем питается?»

«Кто где живет?»

«Найди ошибки у художника».

«Узнай по описанию».

«Бывает или нет?»

«Лесные заморочки».

Такие формы деятельности систематизируют знания детей о животных, устанавливают связь с природной средой обитания.

   В ходе работы широко использовались речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, о животных, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности в природы. Давая детям речевую логическую задачу, ставишь их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения).

«Чьи следы?»

«Что здесь случилось?»

О чем рассказал ежик?»

«Что бабушка сообщила Саше?»

«Кто обедал в птичьей столовой?»

«Что случилось на прогулке?»

При решении речевых задач у детей формировалось умение рассуждать, коллективно обосновывать правильность решения.

В ходе проекта использовался комплекс индивидуальных занятий «Хочу все знать!» Грамотное проведение коррекции развивает мышление детей:

  • Для развития способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении использовалась игра «Чего не хватает?»
  • Игра «Сравни животных» помогла выделить черты сходства и различия по существенным признакам.
  • Игра «Четвертый лишний» развивает умение классифицировать предметы и обобщать.
  • Игра «Найди лишнее слово» способствовала развитию мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
  • Для развития мыслительных операций анализа и сравнения проводилась игра «Угадай животное».

Эти игры использовались в качестве промежуточной аттестации.

Результативность данного проекта ярко показывает сравнительный анализ обследования в начале и в конце проектной деятельности. (Приложения 23-31)А главное, что реализация проекта позволила создать благоприятную обстановку, в которой теснейшим образом связаны познавательные и эмоциональные процессы.Кроме того, гибкое переплетение познавательных, речевых, игровых, художественно-конструктивных заданий, наблюдений за жизнью животных – все это помогает ненавязчиво формировать у детей целостный образ конкретных животных, стимулируют интерес детей к дальнейшему открытию загадок из жизни животных и на основании этого развивать логическое мышление.

 

 

 

Изменилось отношение родителей к своему ребенку. Родители стали больше играть с детьми в игры, читать, загадывать загадки, вести исследовательскую деятельность.

 

   Итогом всей работы явилась презентация детского проекта:

  • Детский спектакль
  • Выставка
  • Экологическая викторина
  • Фотогазета

Анализ результатов работы на 2 этапе позволил сделать вывод, что организованные мероприятия были направлены :

  • Повышения уровня знаний детей .
  • Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективность образовательной деятельности.
  • Создание проектной деятельности на тему: «Познание мира животных».
  • Обогащение и активизации форм взаимодействия с родителями.

4. Заключение.

     На заключительном этапе проектной деятельности была проведена оценка эффективности образовательной работы по созданию условий, обеспечивающих реализацию задач по развитию образно-логического мышления.

Совершенствование образовательной деятельности нашло свое отражение в среде. Предметно-развивающая среда пополнилась:

   макетами:

 

    • «Домашние животные»
    • «Животные нашего леса»
    • «Животные Севера»
    • «Животные жарких стран»

Альбомами:

    • «Птицы»
    • «Дикие птицы»
    • «Наши питомцы»
    • «Что такое «Красная книга?»

Дидактическими играми:

    • «Береги живое»
    • «Кто как устроен»
    • «Герои русских сказок»
    • «Сам себе сказочник»
    • «Четыре сезона»

Продукты совместной творческой деятельности:

  • Книга «Мы их знаем»
  • Коллективные работы- «У нас в деревне»
  • «Аквариум»
  • «Однажды в лесу»

В результате проделанной работы среда приобрела новое развивающее содержание. Дети самостоятельно используют в играх все пособия, договариваются о совместной игре. Данные итоговой диагностики показывают, что систематическая работа по усвоению детьми знаний о животных, развитие на основе этих знаний операций анализа, сравнения, обобщения, классификации, способствует повышению уровня образно-логического мышления.

Дети старшего дошкольного возраста знают животных, могут разделить их на классы, определить среду обитания, связь внешнего строения и среды обитания, имеют представления об изменении образа жизни животных по сезонам, что формирует у них познавательный интерес.

 

Приведенные практические исследования и анализ результатов позволяет выделить наиболее эффективные формы и средства развития образно-логического мышления:

 

    • Проведение обучающих занятий по ознакомлению детей с миром животных.
    • Коррекция развития образно-логического мышления: дидактические игры, речевые логические задач.
    • Расширение границ общения с окружающим миром, творческая реализация личности: придумывание сказок, участие в спектаклях, изобразительная, продуктивная деятельность.
    • Использование научно-познавательной литературы.
    • Обучение навыкам ведения исследовательской работы.

Полученные результаты позволяют свидетельствовать об эффективности организованной деятельности, что является подтверждением гипотезы о том, что если удастся постоянно поддерживать интерес к познанию мира животных, то уровень развития образно-логического будет выше.

 

Выводы.

 

 

Реализация проекта через интегрирование разных видов деятельности, развивающую предметно-пространственную среду позволило развить ребенка личностью, способно проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, где предполагаемые результаты совпали с действительными. Успешно решены задачи и проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания

 

 

Таким образом, можно сказать о том, что удалось организовать системный процесс формирования образно-логического мышления, используя высокий потенциал знаний о животных.

Перспектива.

     Необходимо продолжать работу в заданном направлении:

     С родителями:

  • Обеспечить широкую включенность родителей в содержательную деятельность группы: все, чем занимается ребенок, доступно для посещения и активного участия в этом процессе самого родителя.
  • Организовывать социально-культурные мероприятия: походы, экскурсии по городу, музеи.
  • При взаимодействии с семьей учитывать особенности, с одной стороны, занятости родителя, с другой – в подходах к воспитанию и обучению ребенка, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс.

С детьми:

 

    • Обучать детей элементарным навыкам ведения исследовательской работы.
    • Организовывать проведение игровых конкурсов-аукционов, на которых дети учатся делать рекламу или презентацию своей авторской «книги», коллекции .

Список литературы.

    1. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет «Радуга» под ред.:Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой, С.Г. Якобсон.
    2. В.Бианки: «Лесные разговоры».
    3. Богословский: «Общая психология».
    4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления детей с природой» М:.Просвещение.1973г.
    5. Виноградова Н.Ф. «Дети,взрослые и мир вокруг». «Просвещение» 2000 г.
    6. Громова О.Е. «Стихи о временах года и игры» М.: «Сфера».
    7. Залужская Н.Ф. «Подготовительная к школе группа». М.:Педагогика.1972г.
    8. Запартович Б.Б. «С любовью к природе». М:.1976г.
    9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». М.:1984г.
    10. Зуев Д. «Времена года».
    11. Кайдородов Д. «Вести из леса».
    12. Клепинина З.И. Природоведение» 2кл.
    13. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка»
    14. Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.1985г.
    15. Немов Р.С. «Психология.Диагностика» Владос.1998г.
    16. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры».
    17. Николаева С.Н. « Любовь к природе воспитываем с детства». «Мозаика-синтез» 2004 г.
    18. Потапова «Экология в картинках». М. 2002 г.
    19. Севостьянова Е.О. «Хочу все знать!» «Сфера» 2005 г.
    20. Сигимова М.Н. «Познание мира животных». «Учитель» 2009 г.
    21. Сладков Н. «В лесах таинственной охоты».
    22. Соколова Ю. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» М.:ЭКСМО-2010 г.
    23. Тарабарина «И учеба, и игра: и природоведение».
    24. Шим Э. «Лесные разговоры».
    25. Щенников В.И. «Веселое природоведение». Сталкер.2000г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607