Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Речевая готовность ребенка к обучению в школе
7 минут 4728 1451

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

VASILISKOVA foto 2Дорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Василискову Оксану Сергеевну, учителя-логопеда ДС № 1518 г. Москвы. Сегодня Оксана Сергеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, из которой мы узнаем о речевой готовности ребенка к обучению в школе. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Сергеевны:

«На момент поступления ребенка в школу должны быть сформированы все психические процессы. Существенную роль играет речевая готовность к обучению в школе. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом».

Полезного чтения…


Речевая готовность ребенка к обучению в школе.

Посмотреть статью в полной версии

На момент поступления ребенка в школу должны быть сформированы все психические процессы. Существенную роль играет речевая готовность к обучению в школе. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом

Какие показатели готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, св, з, зв, ц, ш, ж, ч, щ, р, рв, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребёнка при произношении.

Рекомендуется примерный ряд слов

С - сын, сова, коса, усы, носы;

СЬ - семь, синий, такси, , гуси;

З - зубы, замок, коза, зонт;

ЗЬ – зима, земляника, зебра, газета;

Ц – цапля, цепь, яйцо, лицо. цветок, ;

Ш – шина, шуба, машина, шкаф , малыши;

Ж – жук, жаба, ножи;

Щ – щенок, щавель, овощи, вещь, ;

Ч – чайка, часы, очки, ночь;

Л – лак, пила, молоко, пол;

ЛЬ – лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;

Р – рак, рука, корова, баран, пар, комар;

РЬ – река, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

Обратитесь к логопеду ,если в чем-то есть сомнения.

Для исследования словарного запаса применяются следующие обобщающие понятия:

Название предметов, относящихся к различным группам, например :одежда ,обувь ,цветы, деревья, виды транспорта. и другое.

С целью проверки связной речи можно попросить ребенка, что он видит на картинке? Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать у него о важных для него событиях, слушать внимательно и если у ребенка что-то не получается, задавать ему вопросы наводящие. Очень хорошо развивает речь составление рассказов по серии сюжетных картинок. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу. Все эти способы помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

 Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Школьники с несформированной звуковой стороной речи испытывают трудности в обучении. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Советы родителям:

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка.
  2. При общении с ребёнком следите за своей речью.
  3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка.
  4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

У ребёнка от 3 до 6 лет происходит совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677