Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Константиновой Ириной Викторовной, учителем физики МБОУ «Лицей №3» г. Братск Иркутской области. Сегодня Ирина Викторовна с удовольствием познакомит вас с интегрировано-дифференцированным подходом в обучении физике. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:
«Современное образование нацелено на раскрытие творческого потенциала обучающегося. Дифференцированный подход в изучении такого сложного предмета как физика помогает найти индивидуальный подход к каждому из учеников».
Интересного чтения…
Интегрировано-дифференцированный подход в обучении физике.
Научить учащегося всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, научить уметь их применять на практике, работать с книгой.
Известно, что знания постоянно должны пополняться, что задача учителя на уроке не только передать их, но и сформировать умение и потребность учиться, черпать сведения из разнообразной литературы, в первую очередь, из учебника.
Первое, что необходимо сделать, чтобы поднять эффективность, результативность урока нужно увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.
Не секрет, что на сообщение-объяснение нового материала, на устные опросы преподаватель тратит большую часть урока. В итоге мало времени остается на самостоятельную работу, а работа с учебником переносится на дом.
Второе, важным условием для повышения эффективности работы является расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее по частям на отдельных уроках.
Ошибкой многих школьных учителей является то, что они хотят получить от своей работы сиюминутный результат: т.е. дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующее утро уже проводят опрос. А учащиеся еще ничего не успели освоить, для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого, которой еще не было.
А опыт показывает, что оправдывает себя проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей темы на нескольких занятиях. Учебные темы рекомендуется давать крупными блоками.
Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет достичь следующих результатов:
- Воспринять единую картину изучаемых явлений.
2. Как следует понять, усвоить и закрепить материал.
3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.
Вариант такой системы преподавания:
1 этап: На первом занятии по теме объясняю ее содержание в целом. Урок в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению главного.
2 этап: В след за лекциями семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал, выполняют упражнения.
3 этап: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы и другие практические работы.
4 этап: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний.
5 этап: Зачет, здесь проверяется усвоение учебного материала.
6 этап: Завершающий урок – урок интересных сообщений – рассматривается практическое применение изученного материала.
Все люди разные. Ученики также имеют разные интересы, наклонности, у них разные способности, разные психофизиологические особенности. Поэтому, если учить всех до одного уровню владения предметом, потребуется разное время, если же заниматься со всеми одинаковое количество времени, получим разные знания. Отсюда можно сделать вывод: учить на уроке всех на одном уровне неверно.
Равные для всех требования подавляют слабых, и обкрадывают сильных, лишает их пищи для ума. Надо помнить: одни слабы в одном, другие в другом, так что равные требования для всех не дают каждому оптимальных возможностей развития в том, к чему они наиболее способны. Поэтому и возникают необходимость учебный материал и изучать его на трех уровнях:
Обязательный для всех минимум, доступный для всех;
Дополнительный материал предназначен слабым только для ознакомления, а сильным и интересующимся предметом – для овладения;
Материал только для сильных изучается индивидуально только с ними.
Семинар базируется на материале лекции и дифференцируется двумя заданиями разной системы сложности. Выполнение первого задания направлено на полное владение фактическим материалом, оно поднимает ученика на уровень осознанного творческого применения знаний. Выполнив второе задание, ученики научатся воспроизводить изученный материал. С заданием должна справиться все.
Задания даются на доске, учащиеся выбирают их самостоятельно.
Затем учащиеся начинают читать учебник, после работать в тетрадях, советоваться друг с другом, консультироваться у преподавателя. В конце урока 15 минут отводиться на самостоятельную работу (часть учащихся проверяют устно – тихий опрос, часть записывают свои ответы). На семинаре работают все.
Направленный семинар по теме «Модель атома Резерфорда – Бора»
Прочитать$ 83, 84 из учебника, подготовить ответ по плану.
I Вопрос
Модель атома Томсона
Опыт Резерфорда
Планетарная модель атома по Резерфорду
Противоречия планетарной модели
Постулаты Бора
Модель атома Резерфорда – Бора и ее трудности
II Вопрос
Планетарная модель атома
Противоречия этой модели
Постулаты Бора
Модель атома Резерфорд – Бора
2. Защитите свой ответ по вопросу «Модель атома Резерфорда – Бора»
3. Проверочная работа
Почему электроны не могут изменить траекторию альфа частиц?
На основании каких опытных данных Резерфорду удалось сделать вывод о наличии ядра атома?
Что представляет собой модель атома по Резерфорду – Бору?
Расскажите о планетарной модели атома
Назовите противоречия этой модели
Расскажите о строении атома по Резерфорду – Бор
Зачет по теме: он состоит из двух частей
Организация зачетного урока:
По итогам семинара назначаются ассистенты преподавателя – это учащиеся получившие оценки (отлично, хорошо). Остальных учащихся разбиваю на группы по 4 человека. Каждая группа сдает зачет ассистентам, они проверяют знания, очень кратко конспектируют ответы и выставляют оценки.
Опрашиваются хорошо успевающих, в том числе ассистентов, проверяю для объективности ответы некоторых учащихся. Сдав зачет, ученик выполняет задание на повторение.
В конце урока ассистент сдает итоги принятых зачетов, оценки выставляются в журнал.
Иногда предлагаю самооценку: учащимся самим выставить себе оценку, некоторым учащимся предлагаю защитить эту оценку. Выставленные оценки объективны, иногда ученики оценивают более строго, чем преподаватель