Дорогие друзья, мы рады представить вам Лещенко Елену Александровну, учителя начальных классов МБОУ «Лицей №3» г. Братск Иркутской области. Сегодня Елена Александровна с радостью предлагает вашему вниманию приемы формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«С введением ФГОС второго поколения изменился взгляд на систему начального образования в целом. Формирование познавательных УУД является одним из новшеств, которому заслуженно уделяется большое внимание. Моя статья может стать методической рекомендацией педагогам, начинающим работать по ФГОС».
Познавательного чтения…
Приемы формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.
Поэтому перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует познавательные УУД.
1. « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Это урок можно начать с загадки:
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения обучающихся о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств».
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает – прием:
2. «Отсроченная отгадка».
В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.
Например: Окружающий мир.
«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком?» Можно выслушать предположения обучающихся о каком животном идет речь.
«Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента».
Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием:
3. «Фантастическая добавка ».
Учитель, дополняя реальную ситуацию фантастикой.
Могут придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.
4. «Лови ошибку».
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Учитель может даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками)
5. « Повторяем с контролем».
Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни дети задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
6. « Свои примеры ».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,
Русский язык: Тема урока: «Разделительный твердый знак»
Накануне дети получают задание: «Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». Прием наиболее хороший в слабых классах.
7. «Пересечение тем».
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».
8. Игровая учебная деятельность.
Игры – тренинги. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы
растормошить скуку, однообразие.
9. Творческие задания:
разработка кроссвордов, тематические сборники интересных фактов, учебные комиксы, сказки, басни, плакаты – опорные сигналы и так далее.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса».
Список используемой литературы
1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников» - журнал «Начальная школа«+» «-» № 2/ 2012г.
2.Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
3. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26
4. Логвинова И.М. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» № 12 / 2011 год, с.12.
5.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД» - журнал «Начальная школа» № 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября», с.40.
6. Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по новому стандарту» - журнал «Начальная школа «+» «-» № 4/2012г., с.23
7.Ушева Т.Ф. «Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы», журнал «Начальная школа» № 11 /2011 г., с. 65
8. Шкуричева Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития познавательной компетентности» - журнал «Начальная школа» №11/2012г.