Дорогие друзья, мы рады представить вам Погодаеву Татьяну Николаевну, учителя физической культуры МБОУ «Лицей №3» г. Братск Иркутской области. Сегодня Татьяна Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере влияния физической культуры на укрепление здоровья. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:
«Физическая культура играет значительную роль в учебной деятельности школьника, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья».
Полезного чтения…
Влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Мировой опыт свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики конкуренция за рабочее место только возрастает. Соперничество, борьба за рабочее место требует от работников не только профессиональных знаний и умений, но и здоровья, а также соответствующих личностных качеств. Конкурентно способность нынешнего специалиста на рынке труда будет связана с тем, сумеет ли специалист выдержать многоаспектность конкурентной борьбы. Поэтому будущего специалиста необходимо готовить уже в стенах школы.
Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Именно по этому в нашей стране постоянно придавалось большое внимание массовому физкультурному движению, здоровому образу жизни. Период обучения в школе – один из важных моментов в жизни человека, т.к. в это время происходит личностный рост. Это формирование личности, начало взросление, выполнение различных социальных ролей, приобретение социального статуса. При этом человек должен быть здоровым, сильным, выносливым и целеустремленным. За последние годы период школьного обучения выявлена проблема высокой заболеваемости, быстрой утомляемости, социальной дизадаптации. Изучая данную проблему в первую очередь следует понять, что же такое здоровье?
Здоровье – это бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества.
Рассматривая вопрос здоровья, следует обратить внимание на чередование периодов работы и отдыха.
Отдых - состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связаны между собой в учебной и других сферах деятельности человека. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.
По данным статистики в России из-за временной нетрудоспособности в течении года теряются 650 млн. человека-дней, экономические потери при этом составляют 10 млрд.руб.
Занятия в школе, выполнение домашнего задания, занятия саморазвития требуют большой выносливости, терпения и силы. Эту проблему могут решить уроки физической культуры.
Физическая культура играет значительную роль в учебной деятельности школьника, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой учащихся проходит в учебное и внеурочное время.
Рассматривая значимость физической культуры в современном обществе , следует выделить главный аспект – оздоровительный. Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость человека, благотворно влияют на психику, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств – настойчивость, коммуникабельность.
Говоря о влиянии физкультуры на укрепление здоровья, следует обратить внимание на применение и выполнение в двигательной деятельности физических упражнений, которые являются основным средством физического воспитания. Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервные механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно систему кровообращения и дыхания. Воздействие упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов.
1.Эффект экономизации. В состоянии покоя все системы и органы тренированного человека работают более экономно. Дыхание у тренированного человека в 1,5 -2 раза реже, чем у нетренированного. Частота сердечных сокращений стабильнее.
2. Эффект компенсации. Одна из основных причин заболеваемости населения является низкая двигательная активность гипокинезия . Из-за гипокинезии ухудшается деятельность всех систем организма, регуляция его функций, питание тканей, наступает преждевременное старение. Физические упражнения способствуют повышению двигательной активности и компенсируют вредное воздействие гипокинезии.
3. Эффект активного отдыха. В процессе любой деятельности у человека наступает утомление. Выполнение кратковременного комплекса физических упражнений, когда переключается деятельность нервных центров, способствует эффективному восстановлению как физической , так и умственной работоспособности. Снижается нервно-эмоциональное напряжение.
4. Трофический(питающий) эффект. Опираясь на физиологические утверждения что внутренние органы человека через центральную нервную систему рефлекторно связаны с мышцами. Поэтому выполняя мышечную работу, человек, активно воздействует на все внутренние органы. При этом улучшается питание их тканей. У человека улучшается кровообращение, больше энергии и жизнеспособность, улучшается обмен веществ. Из организма быстрее выходят продукты распада.
Таким образом, физические упражнения являются стимуляторами физиологических процессов в организме через нервные механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно сердечно сосудистую систему, дыхательную, опорнодвигательный аппарат. Соблюдая двигательный режим человек становиться тренированным, а значит здоровым.
Кроме выше сказанного физические упражнения способствуют развитию физических качеств человека, такие как:
Выносливость – это способность человека выполнять определенную работу в определенной интенсивности в течении длительного времени.
В социальной сфере выносливость необходима не только спортсменам, но и врачам –хирургам, работникам МЧС, менеджерам, фермерам, космонавтам, летчикам и многим другим. Чтобы человек был выносливым, прежде всего он должен быть закаленным. Занимаясь плаванием, ходьбой на лыжах, выполняя бег на длинные дистанции, туристические походы, многократное выполнение акробатических упражнений, дадут положительный результат развития выносливости.
2. Ловкость – это способность человека быстро менять свою деятельность на другую. Ловкость необходима каждому человеку независимо от его возраста и его деятельности. Она необходима домохозяйке и рабочему, педагогу и врачу, работнику транспортных и бытовых услуг, служащим правоохранительной системы. Стремясь быть ловким и быстрым ,рекомендуется выполнять акробатические упражнения, играть как можно больше в подвижные и спортивные игры, выполнять упражнения с предметами различной величины и размера, прыгать через скакалку.
3. Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой. Гибкость необходима работникам торговли, воспитателям д/сада, педагогам, медработникам, связистам и многим другим. Следует отметить, что для развития гибкости нет ограничения в возрасте. Это качество свойственно развить даже тем людям куму будет за 60лет более.
Для развития гибкости используют активные движения, постепенно увеличивая амплитуду. Это различные наклоны вперед, назад из разных положений – стоя, сидя, лежа. Это маховые и пружинистые упражнения ногами, различные задания с предметным ориентированием – мах ногой до висящего мяча и многие другие упражнения.
4. Сила – это способность человека преодолевать внешние сопротивления за счет мышечных усилий. Человеку невозможно прожить без силовых качеств. Сила нужна всем мамам, особенно когда дети маленькие. Это качество необходимо строителям, грузчикам, железнодорожникам, врачам, и обязательно детям. Для того чтобы человек был сильным прежде всего не следует бояться физического труда. Упражнения с отягощением с гантелями, гирями, штангой, ходьба на лыжах, плавание такая двигательная активность будет способствовать развитию силовых качеств.
В летний период следует использовать обязательно воздушные ванны, купание. Купание, подвижные и спортивные игры на воздухе играют большую роль в физическом развитии, укрепляя и развивая физические качества человека. Всем известно о пользе ультрофеолетовых лучей солнца на кожу, но необходимо помнить о дозировке. Чрезмерное нахождение на солнце может привести к ожогам и последствия могут быть самыми худшими для здоровья.
Перечисленные выше рекомендации первоначально осваивают на занятиях физической культуры в детских садах в дошкольном возрасте, затем в школах, в средних и высших учебных заведениях. Государственная программа физического воспитания предусматривает развитие физических качеств необходимых человеку для укрепления здоровья введением основных разделов – это легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, гимнастика, спортивные игры( баскетбол, волейбол, пионербол). Необходимо только воспитать у учащихся значимость, необходимость быть здоровым в нашем социуме и научить целесообразно, использовать все средства физической культуры для укрепления здоровья.
Список литературы:
1. Андреев Ю.А. три кита здоровья 1985г.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры и тренинги на уроках здоровья 2007г.
3. Ильин Е.П. Психофизиологическое воспитание 1989г.
4. Козлов Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи 1989г.
5.Коробейников Н.Н, Микеев А.А Физическое воспитание 1987г.
6. Кузнецов В.С,Колодницкий ВА Силовая подготовка 2002г.
7. «Личность, культура, общество» №2 2008г.
8. «Теория и практика физической культуры» 2008 г.№7