Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Разеевой Марией Геннадьевной, учителем математики МБОУ «Лицей №3» г. Братск Иркутской области. Сегодня Мария Геннадьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию пропедевтический курс геометрии в 5-6 классах. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марии Геннадьевны:
«Данная статья освещает вопрос пропедевтики геометрии в 5-6 классах с целью дальнейшего благоприятного изучения и понимания учебного предмета «геометрия».
Профессионального чтения…
Пропедевтический курс геометрии в 5-6 классах.
Спецкурс «Геометрия вокруг нас»
Геометрия как школьный учебный предмет считается одним из сложных в курсе математики. И до сих пор идет постоянное обсуждение, когда и как нужно начинать изучение геометрии.
И на вопрос: нужно ли рассматривать какой-либо геометрический материал до начала систематического изучения геометрии, то есть до 7 класса, ответ будет только положительный.
Аргументами в подтверждение этому могут быть следующие наблюдения:
1) знакомство с геометрическими задачами в 5-6 классах способствует развитию математического и пространственного мышления учащихся, подготовке к восприятию более сложного материала, изучаемого в систематическом курсе геометрии;
2) наглядность и применимость на практике при обучении геометрии являются необходимыми условиями успешного ее изучения. Знакомство с геометрическими задачами в 5-6 классах является возможностью формирования абстрактного мышления у школьников. Удачное применение наглядности повышает интерес обучающихся к предмету математики в целом, вызывает желание самостоятельного дальнейшего изучения предмета.
Геометрический материал в 5-6 классах распределён по всему курсу математики. Основная роль этого курса – подготовить учащихся к сознательному усвоению систематического курса геометрии. Важно при изучении пропедевтического курса показать красоту геометрии, её уникальность в системе обучения школьников.
Систематический курс геометрии начинают изучать в школе позднее психологически благоприятного периода для её изучения, так как наглядно-образное мышление и воображение наиболее полно развиваются в возрасте 6-12 лет. Р.С. Немов в своих работах отмечает, что характерной особенностью младшего подросткового возраста является готовность и способность к различным видам обучения, основной чертой этого возраста является склонность к экспериментированию, стремление все самостоятельно проверить и убедиться в истинности или ложности предлагаемой взрослыми информации. Детям этого возраста присущи яркость восприятия, наглядная образная память, большой интерес к окружающему миру, богатое воображение, способность легко усваивать материал Всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности является целью изучения пропедевтического курса геометрии.
Выбор содержания курса должен определяться в соответствии со следующими принципами:
1.Процесс обучения должен зависеть не только от содержания геометрического материала, но и от психологических особенностей детского возраста, от общих целей образования.
2.Основными методическими принципами являются наглядность и максимальное количество практических упражнений конструктивного и изобразительного характера
3.В основу должен быть положен индуктивный метод, базирующийся на наглядном и практическом изучении конкретных фактов и последующем их обобщении, и отказ от дедуктивно-логического метода доказательства геометрических положений.
4.Построение курса и метод его преподавания должны идти в развитии геометрического мышления от простого к сложному, от конкретного к отвлеченному.
5.Движение – важнейший фактор, как создания геометрических форм, так и уяснения их свойств.
6.В учебной работе необходимо задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую
7.Необходимо отказаться от заучивания определений, правил и др. Вместо этого необходимо вводить «живое описание» детьми своих наблюдений, подмеченных геометрических свойств.
8.Главным критерием усвоения геометрии должно быть умение (умение построить фигуру, описать ее построение и др.)
Рассмотрим два комплекта учебников, используемых в нашем учебном заведении в последнее время. Три года назад было решено полностью перейти от УМК под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И. Шварцбурда к УМК под редакцией И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича.
Проведем сравнительный анализ геометрического материала, содержащегося в данных комплектах.
В учебниках для учащихся 5-6 классов под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И. Шварцбурда геометрический материал не выделен в отдельные главы, а представлен отдельными пунктами (Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, Плоскость. Прямая. Луч, Шкалы и координаты, Площадь, Формула площади прямоугольника, Единицы измерения площадей, Прямоугольный параллелепипед, Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, Измерение углов. Транспортир. – 5 класс. Длина окружности и площадь круга. Шар, Перпендикулярные прямые, Параллельные прямые – 6 класс).
Особенностью рассмотренного комплекта учебников является то, что учащимся не предлагается сделать какие-либо самостоятельные выводы, а геометрический материал преподносится в готовом виде. Однако стоит отметить, что геометрические задачи здесь тесно взаимосвязаны с изученным ранее алгебраическим материалом, что позволяет одновременно закрепить несколько разделов программы (задача №1663 Угол АОВ развернутый, а ОС – луч. Найдите градусные меры углов АОС и СОВ, если: а) градусная мера угла АОС втрое больше, чем градусная мера угла СОВ; б) градусная мера угла АОС на 600 больше градусной меры угла СОВ. – 5 класс).
Геометрический материал в учебниках под редакцией Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г. расположен как в отдельных главах («Геометрические фигуры», «Геометрические тела» - 5 класс), так и в составе других глав обособленными параграфами («Язык геометрических рисунков, Прямая, отрезок, луч, Сравнение отрезков, длина отрезка, Ломаная, Прямоугольник, Окружность и круг. – 5 класс. Поворот и центральная симметрия, Параллельность прямых, Осевая симметрия, Окружность, длина окружности, Круг, площадь круга, Шар, сфера. – 6 класс).
Главная особенность учебников состоит в том, что обучающиеся самостоятельно выясняют необходимые определения и формулы с помощью устных и письменных заданий, а затем только сверяют данные с учебником. Изучение геометрического материала носит прикладную направленность.
Таким образом, можно сделать вывод, что геометрическая линия наиболее полно представлена в УМК под редакцией Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г.. Изучение происходит не только на ознакомительном уровне, изучаются свойства фигур. Многие задания имеют практическую направленность. Это, в свою очередь, позволяет сделать предположение о том, что обучающимся нашего учебного заведения будет проще изучать основной курс геометрии. В данное время учитель, обучающий ребят в 7 классе (первая параллель, изучавшая математику в 5-6 классах новый УМК), подтверждает это предположение, сообщая, что наблюдает повышенный интерес к предмету у большинства, так как многие понятия школьникам уже знакомы.
Таким образом, необходимо совершенствовать методику обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя внимание практическим заданиям и добиваясь непрерывности курса обучения, а главное, учитывая психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста.
Эти требования будут учтены, если геометрические объекты и их свойства изучать на основе предметно-практических действий, то есть, применяя на уроках такие виды работ как рисование, черчение, вырезание, изготовление геометрических фигур, выполняя упражнения с чертежными инструментами.
Необычны, а потому интересны на уроках такие упражнения, где активно и интересно используются свойства клетчатой бумаги для перерисовывания фигур, их построения, перекраивания, измерения и сравнения длин, периметров, площадей фигур. Помимо этого учащимся будет любопытно выполнить построения на бумаге без клеточек, применяя различные чертежные инструменты. Также активно можно использовать различные виды моделирования, прежде всего из бумаги, доступные детям. Учащиеся с удовольствием принимают участие в дидактических играх, таких, например, как глазомерная игра с квадратами, которая заключается в том, что, глядя на фигуру и положив рядом один квадрат, учащиеся прикидывают, сколько таких квадратов надо взять, чтобы закрыть всю фигуру, после чего они проверяют себя, выложив фигуру квадратами. В этой игре формируется начальное представление о площади, о равновеликости фигур. Немаловажным является развитие письменной и устной речи при выполнении любых заданий.
Стоит помнить и о практической применимости полученных знаний, включая соответствующие виды заданий при организации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Зубарева, И. И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2009.-270 с. : ил.
3. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2011. – 264с. : ил.
4.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. в 3 кн. Кн.2 Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 С.
5.Математика: 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 24-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280с.:ил.
6. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 24-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 288 с.: ил.