Дорогие друзья, мы рады представить вам Закирову Рамзию Салиховну, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ " Детский сад № 253 присмотра и оздоровления г. Казани. Сегодня Рамзия Салиховна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Предметно-развивающая среда как основа эмоционального благополучия детей». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Рамзии Салиховны:
«Главное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего его развития, совершенствовать условия для развития способностей к разнообразным видам деятельности».
Интересного чтения…
Предметно-развивающая среда как основа эмоционального благополучия детей.
Японцы говорят, что, если праздников мало, их следует выдумать .Русская пословица еще более хлестно выражает эту мысль:»Не потешишься , так повеситься!». В наше сложное время праздников не так уж много. Тем важнее создать в д\с предпосылки для детской радости, веселья, игры, для эмоционального комфорта детей.
Ведь праздник – это школа чувств и прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных представлений о жизни.Именно детство – пора обучения чувствам, умению их осознавать , называть и справляться с ними, управлять своим поведением, создавать настроение себе и другим людям и роль предметно- развивающей среды в этом незаменима. Предметная среда может и должна способствовать тому, чтобы ребенок ощутил и сам участвовал в создании праздника радости.
Ребенок переживает свои отношения к предметам и явлениям окружающей среды через свою деятельность, которая в условиях д\с протекает в предметной среде.
Доктор психологических наук, профессор С.Л Новоселова справедливо напоминает нам, что дети не только обучаются, но и живут в развивающей предметной среде. Они приобретают не только знания , но и учатся эмоционально относиться к миру и к себе, соотносить чувства и образ, себе и свое чувство, формируют собственную стратегию здорового поведения и здоровой жизни. Чувство эмоционально комфорта позволяет ребенку ощутить подлинный вкус светлой радости, непреходящей бодрости, чистого оптимизма.
Как же обеспечить детям эмоциональный комфорт в условиях развивающей среды?
С. Л. Новоселова указывает, что важнейшем механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка. Это игры ,общение, разные виды продуктивной деятельности ( рисование, лепка, аппликация и пр),протекающие в условиях предметной среды детства. Что же такое предметная среда? Каковы требования к ее оснащению? Вот авторское определение:
« Предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей».
Главное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего его развития , совершенствовать условия для развития способностей к разнообразным видам деятельности
Как утверждали другие виднейшие отечественные ученые А. В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконини др. именно деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможностичем-то заняться ведет к депривации, означающую состояние недостаточного удовлетворения какой- либо важной психологической потребности. По аналогии с недостатком питания некоторые авторы говорят о психическом голодании как о синониме психической депривации.
Стержнем любой деятельности является ее предметность. Беспредметной деятельности не бывает. Так утверждают психологи. По А. Н .Леонтьеву именно предмет деятельности является ее мотивом. Мотив деятельности, как утверждают ученые , может быть материальным, ощутимым и идеальным. С возрастом мотивом деятельности становится не столько сам предмет, сколько его назначение, а затем значение и возможность его трансформации (изменения) и созидания.
Смена содержания мотива и функции предмета – важнейшая опора для проектирования развивающей предметной среды ( скакалка). Итак, потребность в деятельности заставляет ребенка искать предмет деятельности, т.к именно предмет, объект деятельности направляет действия ребенка. Важно , чтобы объекты деятельности содержали скрытую информацию, побуждающую ребенка к раскрытию ее. Только в этом случае дети не будут слоняться без дела, следовательно, не возникнут предпосылки для появления чувства апатии, а стремление занять себя не примет отрицательной направленности.
В условиях предметного вакуума у ребенка пропадает стремление испытать радость поз-нания, открытий. Бесспорно, что в условиях обогащенной предметной среды у ребенка возникает стремление к содержательному и деловому общению со сверстниками, кото-рое носит ярко выраженный эмоциональный характер.
Следовательно, развивающая предметная среда функционально моделирует содержание развития физического и духовного облика ребенка.
Все компоненты предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и статичных средств и объектов деятельности в условиях д\у должны обеспечивать каждому ребенку возможность самостоятельного выбора темпа , сроков, реализации деятельности.
С. Л. Новоселова предлагает создавать предметно- развивающую среду на основе прин-ципа вариативности с учетом типа д\ у, содержания воспитания культурных и художест-венных национальных традиций региона.
Проектирование предметной среды требует учета особенностей детской деятельности. Игровая, бытовая, экологическая среды или центры, как их сейчас называют , должны быть комфортны, надежны и безопасны.
Составляющие элементы среды должны соотноситься с макро –и микро пространством деятельности детей. Автор справедливо утверждает, что проектированием предметно- развивающей среды должны заниматься на государственном . городском , муниципаль-ном уровнях. Однако жизнь вносит свои, пока далеко не позитивные коррективы.
Общеизвестно, что ведущим видом детской деятельности является игра.
В связи с этим более подробно коснемся требований по созданию игровой среды. Многие родители считают , что чем больше у реьенка игрушек, тем лучше. Так ли это? Исследова-ния игровых предпочтений, полученные учеными в эксперименте, показали, что дети в возрасте от 1.5 до 3.5 лет отдаю редпочтение игрушкам в следующем порядке:
- на первом месте – игрушки – животные;
- на втором – игрушки- забавы;
- на третьем – игрушки на бытовые темы;
- на четвертом – машины;
- лишь на пятом – куклы.
Дальше идут мячи, каталки, обручи и пр. Особый интерес вызывает у малышей игрушка – телефон. Это игрушка – собеседник. Как часто она выручает педагога!. Малыш, объятый не самым радужным настроением при расставании с мамой на первых порах, успокаива-ется , начиная разговаривать сней по телефону « как будто2, т.е в воображаемой ситуа-ции. Телефон помогает узнать, очем мечтает наш малыш, чего он боится и многое другое.
Психологи утверждают, что детям нужны многофункциональные игрушки. Особо ценен в этом отношении бросовый материал, элементы старых конструкторов, проволоки, катуш-ки и пр.Все это дети с успехом используют в сюжетно- ролевых играх как предметы –заме-стители.
Доктор психологических наук В. Петровскийпровел эксперимент, ярко иллюстрирующий зависимость эмоционального комфорта детей от возможности свободного использования пространства среды группы
Комнату разделили пополам ленточкой. В одной половине было все, что душе угодно: пианино, мячи, игрушки… Детям сказали : « Сидите здесь, играйте, но за черту не выходите» . За чертой –пустота. Возраст
Детей –от 3-х до 6 лет. Экспериментатор выходит и наблюдает за детьми через окно. И что же? Все дети нарушают запрет, но по разному. Малыши выскакивают за черту и тут же возвращаются назад. Старшие , как Чарли Чаплин, балансируют на границе- одной ногой ходят , где можно , другой- по запрещенной территории. Самые сообразительные из них как бы случайно выкатывали мяч за черту и бежали за ним.
Проведенные наблюдения за детьми в запрещенном пространстве выявили такую тенденцию: дети становились агрессивнее в играх и отношениях друг к другу. Их движе-ния становились резче, быстрее возникали ссоры, т.е импульс к перешагиванию черты «пророс» внутрь. Стремление к познанию неведомого( что будет , если я перешагну) ста-новилось разрушительной силой.
Создавая ребенку возможность свободного выбора вида деятельности, важно развить в нем чувство ответственности за сделанный выбор. Неисчерпаемые возможности для эмоционального насыщения детей таит в себе центр воды и песка. И оснащение его не связано с непомерными затратами. Думается, что ради чистой радости в глазах ребенка стоит проявить беспокойство нам, взрослым. А требуется следующее: прозрачные и непозрачные сосуды разных конфигураций и объемов, мерные ложки от детского питания, сита и воронки ,резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, резиновые перчатки , пипетки с закруглен-ными концами, шприцы без игл, гибкие резиновые или пластмассовые трубочки, соломка для коктейля, деревянные ложки, клеенчатые фартуки нарукавники, щетка- сметка, совок, тазик, детский крем,
Даже простой песок и вода, помещенные в природной среде, как магнит притягиваю к себе не очень благополучных в эмоциональное напряжение, ощутить прилив энергии, повысить эмоциональный тонус.
Еще В. Шекспир говорил, что весь мир – это театр. А люди в нем- это актеры. Театр-всегда игра. Это чудо возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в озорного Буратино, а из капризной девочки – в добрую и чуткую Белоснежку. Ребенку необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Кроме того, вырабатывается правильная речь, снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия.