Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Подготовка детей к школе
12 минут 6640 1645

Подготовка детей к школе

SKACHKOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Скачкову Наталью Викторовну, воспитателя первой квалификационной категории МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Наталья Викторовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по подготовке детей к школе. Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и их родителей

Краткий комментарий к статье от Натальи Викторовны:

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А.Л. Венгер.

Полезного чтения…


Подготовка детей к школе.

Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе.Наверное, среди вас нет ни одного, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день стоит достаточно остро. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной проблемы занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.

Что же понимается под понятием "готовность детей к обучению “ в школе"? Прежде всего, понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это, прежде всего мотивационная, личностная готовность, которую входят "внутренняя позиция школьника",волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, физическая готовность, неотъемлемой частью является разностороннее воспитание включающее: умственное, нравственное, эстетическое и трудовое.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. 

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

  • формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  • формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  • формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, и что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В большей части работ, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.

Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от генотипа и темпа физиологического созревания.

Физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.

Физическая готовность определяется также уровнем развития мелкой и общей моторики у дошкольника, а от развития мелкой моторики зависит и развитие речи, что особенно актуально в нашем логопедическом детском саду. Поэтому специалисты, педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание развитию общей и мелкой моторики у детей. Что мы для этого делаем? Утренняя гимнастика под музыку. Физкультурные занятия.

Музыкальные занятия, где дети очень много двигаются, даётся много игр с движением, пальчиковая гимнастика. Занятия с психологом тоже всегда начинаются с пальчиковой гимнастики. На всех остальных занятиях проводятся: физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики.

На прогулке дети активно двигаются: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, воспитатели индивидуально занимаются с детьми у которых что-то не получается на физкультурных и музыкальных занятиях.

Использование системы игр и упражнений по развитию мелкой моторики и координацию движений руки решает сразу несколько задач:

  • Влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Способствует развитию речи.
  • Готовит детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Мы используем следующие приемы и игры на развитие мелкой моторики:

Обводка по трафарету, штриховка в разных направлениях, рисование дорожек, лабиринты,

шнуровка, плетение, пособия с пуговицами, с мелкими предметами, игры с палочками, мячиками, пальчиковые гимнастики, штампы.

Коррекция изобразительных навыков (рисование разными материалами, раскраски, лепка, аппликация, оригами).Формирование графических навыков. Мозаика, конструкторы, пазлы.

Специальная (умственная) готовность ребёнка к школе.

Умственная готовность ребёнка к школе – это развитие интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей.

Все эти способности мы развиваем у детей в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности ребёнка с воспитателем. Это такие игры как. «Четвёртый лишний» - закрепление обобщающих понятий, развитие внимания. «Найди различия» - развитие слухового и зрительного внимания. «Что изменилось?» - развитие внимания, памяти. «Повтори за мной» - развитие памяти, внимания.

Сенсорное развитие – это знание эталонов (форма, цвет, величина). Например, игровые упражнения «Форма и цвет» «Запомни и найди» «Волшебные фигурки».

Интеллектуальное развитие происходит на всех занятиях: формировании элементарных математических представлений, развитии речи, логопедическом, ознакомлении с окружающем. Мы играем с детьми, и в процессе игры (дидактической, развивающей) у детей развиваем внимание, память, логическое мышление, что особенно необходимо для успешного обучения в школе.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

  • Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
  • Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
  • Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
  • Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ИХ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ!

Рекомендуемая литература:

  1. Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
  3. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991
  5. Замулина Л.В. Готовность к школе. – М/СПб.: АСТ Сова, 2005.
  6. Макаренко Т. Разрешить или запретить: о готовности детей к школьному обучению // Школьный психолог. № 23. 2003 .

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608