Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Осмольской Мариной Викторовной, музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Марина Викторовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере стимулирования творческой речевой деятельности детей дошкольного возраста через реализацию образовательной области «Музыка» в ДОУ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Викторовны:
« Музыкальный руководитель ДОУ не только обучает детей пению, слушанию музыки и т.д., а также знакомит детей с фактами и явлениями окружающей жизни, расширяет кругозор воспитанников Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями».
Интересного чтения…
Стимулирование творческой речевой деятельности детей дошкольного возраста через реализацию образовательной области «Музыка» в ДОУ.
Посмотреть статью в полной версии с таблицами.
«Музыка — истинная всеобщая человеческая речь»
Карл Вебер
В федеральных государственных требованиях как один из основополагающих выдвигается принцип интеграции, под которым авторы документа понимают «состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса». При этом подчеркиваются значимость не только интеграции содержания образовании, но и «организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. Содержание образовательной области «Музыка»
направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
В ФГТ развитию эмоциональной сферы уделяется особое значение. Эмоциональная отзывчивость выделяется как важнейшее качество личности, подчеркивается, что эмоционально отзывчивый ребенок «откликается на эмоции близких людей и друзей, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы».
Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребенка, в том числе умственного.
В.А.Сухомлинский писал: «Музыка могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово».
Музыкальный руководитель ДОУ не только обучает детей пению, слушанию музыки и т.д., а также знакомит детей с фактами и явлениями окружающей жизни, расширяет кругозор воспитанников Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.(таблица1)
Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Поэтому перед нами стоят задачи:
- формировать речь детей в процессе обучения их слушания музыки и пению (пополнить и обогатить словарный запас);
- выработать правильное звукопроизношение, умение точно и грамотно выражать свои мысли;
- работать над выразительно-образовательным строем речи, ее эмоциональной стороной ;
- развивать умственные и речевые способности детей, направленные на усвоение знаний, навыков в музыкальной деятельности;
- формировать их самостоятельность, умение творчески применять знания в разнообразной деятельности
Поставленные задачи решаются во всех формах музыкальной деятельности в работе с детьми: на музыкальных занятиях, утренниках, развлечениях, в театрализованной и самостоятельной музыкальной деятельности, в повседневной жизни, причем совместно с воспитателями и родителями.
Рассмотрим слушание музыки как одно из действующих средств умственного и речевого развития детей. Используя музыкальные произведения, разнообразные по тематике, позволяет расширить кругозор ребят, запас музыкальных впечатлений дает детям разносторонние знания об окружающем. Дети учатся путем сравнения разных произведений отличать тончайшие оттенки в настроении музыки, выражать их словами, усваивают специальную терминологию.
С младшего возраста необходимо учить детей высказываться о музыке. Активизация речевой деятельности достигается усложнением заданий, игровых ситуаций, стимулируя детей к самостоятельным высказываниям.
В средней группе практикуют такие задания: узнай, правильно назови, сравни два различных произведения.
В старшей и подготовительной группах ставятся более сложные задачи: научить детей дифференцированно воспринимать характер музыки, в пределах одного жанра, уметь точно выразить мысль словами, обосновать ответ, находить образные выражения. Если предложить детям рассмотреть иллюстрацию к музыке, это дает точек фантазии.
Ведущая роль в развитии речи, принадлежит, песне. Слово и музыка неразрывны. Музыка привлекает внимание детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Песню используют для выработки правильного и четкого произношения слов.
Начиная с младшего возраста необходимо добиваться правильного произношения гласных, например: «белые», «серые», «желтые», «ёлочка», «пеку» и т.д., а так же четкого произношения согласных в конце слова: «идут», «поют», «падают» и т.д.
Часто во время пения дети коверкают слова, так как не понимают их значения. Необходимо до разучивания песни объяснить не понятные по смыслу слова и фразы.
Речевой образец пояснения для установления единства слова и представлений – вот те методы, которые помогают в развитии речи на музыкальных занятиях.
Необходимо проводить работу, предусмотренную для обогащения словаря. Очень благотворно влияет на развитие словарного состава, образности и выразительности речи исполнения детьми русских народных песен: «Пошла Млада за водой, коромысел золотой». Такой яркой образностью отличаются все русские песни.
Постепенно речь детей украшается эпитетами, сравнениями. Изучение и применение в разговорной речи музыкальной терминологии так же способствуют обогащению словаря (характер музыки, темп, композитор, жанр, части и т.д.)
Большого внимания уделяется формирование у детей связной речи, необходимо учить точности и полноте изложения своих впечатлений, логике построения фразы.
Неоценимую помощь в умственном и речевом развитии оказывают музыкально-дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить речевую активность каждого ребенка.
Игра на детских музыкальных инструментах – одно из средств привлечения дошкольников к активной исполнительской деятельности, когда они находят практическое применение своим знаниям и умениям в гармонии с художественным словом (стихи, загадки о детских музыкальных инструментах).
Большое место в умственном и речевом развитии дошкольников принадлежит музыкально-ритмической деятельности. Подбор игр, плясок, хороводов, упражнений и творческих задач. Побуждение детей самостоятельно искать двигательные средства выражения музыкального образа. С этой целью предлагают также задания: послушай музыку, определи характер, расскажи и покажи, как будешь двигаться на какую часть музыки.
Коротко рассмотрим виды и формы развлечений, влияющие на речевое развитие дошкольников. (таблица 2)
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.
Литература:
1.Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. канд. псих. наук.-М., 1989.
2.Барышева Т.А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам. - Л., 1989.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4.Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М. 1991.
5.А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г
Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.
6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
7.Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова– СПб: 2011г.
8.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998.