Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Цельнер Елена Ивановна, учитель-логопед МБДОУ детского сада № 116 г. Иркутска. Сегодня Елена Ивановна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере обучения дошкольников чтению. Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Ивановны:
«Сегодня в век компьютеров и высоких технологий особенно остро стоит проблема снижения читательской активности. Ни телевизор, ни компьютер не способны полностью заменить чтение. Они в большей степени взяли на себя две функции чтения: информационную и развлекательную. Но чтение было и остаётся основным средством приобщения к культуре. Ребёнок, научившись читать, открывает для себя мир большой литературы. Мы не должны забывать о том, что на основе чтения формируется его внутренний мир. Именно книги знакомят детей с такими понятиями, как любовь и ненависть, дружба и предательство, трусость и благородство, и готовят его к реальной жизни».
Полезного чтения...
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к книге, чтению. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают уже некоторые буквы, даже читают по слогам. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения языка.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе в непосредственной образовательной деятельности, в разделе «Коммуникация». Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцов, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова и др.)
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что шестой-седьмой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. По утверждению Л.А. Венгера и С.В.Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте» [Венгер Л.А., Мухина С.В. Психология. М., 1988. С.26.], поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей в этом возрасте весьма неустойчивы, поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
В условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием которой является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогами дошкольных учреждений становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Одной из них является - игра, способная развивать, формировать, стимулировать, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы, спрашивать; пересказывать прочитанное взрослыми; рассказывать содержание просмотренных фильмов, книг, отдельных иллюстраций, картин. Знания и умения, полученные в процессе обучения грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.
В детских садах в целях профилактики вторичных речевых нарушений проводятся занятия по обучению грамоте. Проводятся они системно, специалистом. А дети массовых групп остаются без глубокой подготовки в этом направлении. Возможно, поэтому стоит уделить внимание спецкурсу и программам по обучению дошкольников элементам грамоты. Такая подготовка носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности. Кроме того, есть социальный заказ: родители хотят видеть своего ребенка-дошкольника читающим.
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни, с моей точки зрения, является необходимой задачей подготовительного периода в детском саду. В связи с этим, большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
В нашем ДОУ уже 8 лет дети старшего дошкольного возраста проходят спецкурс «Обучение грамоте», по авторской программы. Данный курс направлен на развитие фонематического слуха, включая работу над ударением, выделением и различением фонем; обучение детей первоначальному чтению, введение понятий «звук», «буква», «слог», «предложение»; овладение навыками печатания букв; обогащение и уточнение словаря, развитие грамматического строя и связной речи. Программа опирается на имеющиеся знания и опыт детей, учитывает последующее обучение в школе. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм. Эта форма работы, вероятно, самая эффективная, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А.Сухомлинский сказал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» [Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск.1981. С.95]
После проведения каждого этапа работы кружка детьми были освоены определенные знания и умения, необходимых для дальнейшего изучения родного языка, произошло осознание своих способностей, навыков самоконтроля, умение использовать свои знания и умения в повседневной жизни.
Наработанная система игр помогла решить задачи данного раздела, построить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности – игре. Данная система работы позволила детям овладеть звуковым анализом, умением выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего обучения родному языку. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнать новое. Проводимая работа является частью решения задачи по преемственности между детским садом и школой. Вышеназванное подтверждают результаты диагностики детей, адаптационных карт первоклассников, а так же отзывы родителей, учителей школ наших выпускников. Привлечение родителей к данной деятельности позволилоуспешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: педагог-родитель-ребенок и совместными усилиями добиваться хороших результатов. Успешность в решении задач по данной проблеме принесло огромное удовлетворение и пополнило педагогическую копилку.
Очень важно при данной работе определить доступную, научную, проверенную программу и методику; верно оценить подготовленность и возможности детей – и все получится.
Будем помнить: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности и ласки. Надо не подавлять его своей ученостью, а дать ребенку поверить в собственные силы, стараться идти от желаний ребенка!
- Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии.
- Журова Л.Е. , Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте, М.: Школьная пресса, 2002.
- Нефёдова Е.А, Узорова О.В. Обучение чтению. - М.:Астрель, 2000.
- Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 1997.