Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Афанасьевой Ириной Николаевной, воспитателем высшей квалификационной категории ГБОУ ООШ № 19 с/п «Д/с «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Ирина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию ИКТ для обучения дошкольников основам английского языка. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Комментарий к статье от Ирины Николаевны:
«В настоящее время в связи с широко распространяющимся процессом глобализации взаимодействия культур вопрос повышения мотивации изучения иностранного языка на раннем этапе приобретает новую значимость и новое звучание. Это подготавливает прочную базу для перехода к изучению английского языка в начальных классах. Компьютерные технологии оказывают существенное влияние на совместную, игровую деятельность с дошкольниками по обучению основам английского языка».
Полезного чтения…
Использование ИКТ для обучения дошкольников основам английского языка
Посмотреть статью с приложениями.
Распространяющимся процессом глобализации взаимодействия культур вопрос повышения мотивации изучения иностранного языка на раннем этапе приобретает новую значимость и новое звучание. Иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи – развития и формирования личности ребенка через практическую (коммуникативную), воспитательную, образовательную и развивающую задачу.
Широко известно, что изучение иностранного языка позволяет обогатить дошкольное образование, поскольку дети данного возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития речевого общения детей.
Цель: создать условия по формированию языковых способностей и развитию мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Образовательные: создать условия формирования лингвистических понятий в родном и иностранном языке.
Развивающие: развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности детей старшего дошкольного возраста; создавать условия развития памяти, анализа, навыков языковой догадк.
Познавательные: создать условия развития познавательного интереса, включенности в познавательную деятельность; познакомить с детским фольклором и художественной литературой, отражающей мир ребенка и его сверстников в странах изучаемого языка.
Мотивационные: создать атмосферу доброжелательности и комфортности на занятиях; создать ситуацию успеха у ребенка.
Оздоровительные: развивать координацию движений, реакции, умения ориентироваться в пространстве и мелкой моторики руки через развивающие игры.
Недостаток методического обеспечения в реализации процесса обучения детей обуславливает то, что пришлось проектировать программу обучение в данном дошкольном учреждении. Поэтому выбран и реализуется деятельностный подход, основанный на проведения дополнительных занятий посредством различных видов детской деятельности. В данном случае – это студия для детей дошкольного возраста по обучению дошкольников основам английского языка «HappyBaby».
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер явился эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволили мне проявить творчество, побудили находить новые нетрадиционные формы и методы. Информационные технологии явились самым современным инструментом для сбора и обработки информации, с их помощью:
- составляю списки детей, занимающих в студии;
- веду педагогическую диагностику развития детей;
- создаю различные бланки документов;
- составляю перспективный и календарный план работы в студии;
- оформляю родительские уголки (консультации и рекомендации для родителей, папки, стенды, различные папки- передвижки и др.)
- подбираю иллюстративный материал к образовательной деятельности для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентации);
- обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
- создаю презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Одна из современных технологий при обеспечении интеллектуального, эмоционального, нравственного развития дошкольника является мультимедиа. Мультимедиа позволило мне сделать образовательную деятельность привлекательным и по-настоящему современным, осуществляя индивидуализацию обучения, расширяя картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные , творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. С помощью компьютерных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) я моделирую различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.
Для того, чтобы дети обучающие английскому языку, легко и быстро заучивали английские звуки, цифры, определенный набор слов и фраз я стала изготавливать электронные дидактические пособия, такие как «Считаем по –английски», «Самолет летит в Англию», «Путешествие в английский», «Мои друзья из Англии рассказывают о …») . Нужный мне материал я собираю с привлечением родителей. Составляю план - конспект совместной деятельности , оформляю презентации .Системы анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Именно это позволяет детям не просто запоминать английские слова, но и видеть их значение и сущность на экране.
С помощью мультимедиа я наглядно представляю символы, и при помощи различных лексических игр дети их выучивают. А затем художественные символы, представленные на экранах, применяю при заучивании физкультминуток, разучивании новых подвижных игр, а также построении фраз, играх-загадках, играх-соревнованиях, ролевых играх. Для формирования лексических навыков, закрепления речевых образцов в знакомых и незнакомых ситуациях общения, использую микродиалоги, основанные на пиктографических значках. Такая образовательная технология обучения иностранному языку очень удобна на начальном этапе, когда дошкольники еще не владеют навыками правильного чтения на иностранном языке и не знают алфавита, но с помощью мультимедии и пиктограмм возможно достичь того, что дети дошкольного возраста смогут владеть не только определенными лексическими единицами, но и смогут свободно составлять предложения и целые фразы на иностранном языке, а мультимедийные технологии помогают ввести пиктограммы в учебный процесс и составить большое число игр с их использованием.
Итак, использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения иностранному языку. С помощью компьютеров и других мультимедийных средств мне удалось представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его понимание и запоминание.
Используемые ресурсы:
1.Английский для малышей, Конышева А.В., М.: ТЦ СФЕРА -2003.
2.Веселые грамматические рифмовки, Фурсенко В.С., М .:Мозаика – Синтез -2001.
3.Занимательный английский для детей, Кулиш В.Г., Сталкер, 2001.
4.Welcome, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками ).
Letterfun,E. Gray, V. Evans, ExpressPublishing, 2001.
5.УМК, Как детишек нам учить по-английски говорить, Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г., СПб., КАРО, 2002.
6.http://en.coolreferat.com – Игры в обучении лексики английского языка
7.http://www.languages-study.com/english-kinder.html -Английский язык для детей и родителей
8.http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00104932_0.html - Английский язык для дошкольников
Приложение 1
План-конспект образовательной деятельности в студии английского языка «HappyBaby»(подготовительная к школе группа)
Тема: «Путешествие с английским персонажем Шалтай-Болтаем»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание», «Музыка»», «Физическая культура», «Художественное творчество»
Задачи:
1) Упражнять в четком произношении знакомых слов с различными звуками («Коммуникация»);
2) Уточнить знания детей о стране - Англии, ее достопримечательностях («Познание»);
3) Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее («Музыка»)
4) Формировать умения выполнять движения под рифмовку «Up, down» («Физическая культура») ;
5) Познакомить с новыми существительными по теме «Еда», закрепить произношение звуков («Коммуникация»);
6) Закреплять умение считать до 5 и образовывать множественное число имен существительных при помощи окончаний. Отработка слов-исключений. («Познание»)
7) Продолжать совершенствовать умения передавать в рисунке образы объектов. («Художественное творчество»)
Методы и приемы:
1.Практические ( английский персонаж Шалтай-Болтай , задания-упражнения, игры, продуктивная художественная деятельность)
2.Наглядные (картинки ,слайды презентации, кроссворд)
3.Словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей , вопросы, рифмовка)
Материалы, оборудование: Картинки с изображением продуктов: мед, сыр, молоко, мясо. Мультимедиа проектор. Электронное дидактическое пособие «Путешествие в английский». Восковые мелки, листы бумаги.
Логика образовательной деятельности
1 . Фонетическая зарядка.
Воспитатель: - Good morning, children. I am glad to see you. Ребята, давайте разделимся на две команды и вспомним знакомые слова со звуками:
f – fox, fish, fly, fine
c – cup, cucumber
d – dog, doll, donkey.
(Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество слов).
2. Беседа с детьми «Путешествие по Англии».
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел национальный английский персонаж Шалтай-Болтай (появляется на экране персонаж Шалтай-Болтай). Дети он принес в подарок карту (появляется на экране карта). Посмотрите и скажите, какая страна на ней изображена? Расскажите о ее достопримечательностях? (используется географическая карта Англии, рассматривается ее государственный флаг. Воспитатель с детьми вспоминают о наиболее достопримечательных местах Лондона (Тауэр, Лондонский мост, Бэйкер-стрит…).
3.Задание-упражнение «Экскурсия по Лондону»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, Шалтай-Болтай предлагает вам отобрать нужные картинки с изображением исторических мест Лондона (дети должны отобрать нужные изображения зданий, улиц, исторических мест Лондона) (во время показа слайда неправильные картинки исчезают по щелчку мыши.)
Воспитатель: Я предлагаю нам вместе с нашим гостем послушать английскую народную песенку «Londonbridge».
Воспитатель: Расскажите, как вы думаете о чем поется в песне, что вы себе представили?
3. Физкультминутка.
Воспитатель: Ребятки, а Шалтай-Болтай говорит , что вы засиделись и вам пора на зарядку (воспитатель вместе с детьми проговаривает рифмовки «Up, down», с одновременным выполнением действий).
4. Закрепление нового лексического материала в игре «Shopping”.
Воспитатель : - Let's play shop! Сейчас в магазин придут различные животные, которые очень хотят есть. Они скажут Iamhungry и вежливо попросят не всю еду, которая имеется в магазине, а только немного еды – som.( на экране появляются изображения различных продуктов, каждый «покупатель» выбирает щелчком мыши свой любимый продукт и называет его).
Воспитатель отрабатывает произношение используемых фраз, выбирается продавец и покупатели (дети в роли животных).
Медведь: -Knock, knock, knock! May I come in?
Продавец: -Please, come in.
-Good morning!
-Good morning! Who are you?
-I am a big brown bear. I am hungry. Please, give me some honey.
-Here you are.
-Thank you. Goodbye.
-Goodbye.
(аналогично дети выполняют роли зайца, кошки, собаки, мышки, используя все новые слова по теме «Еда»).
5. Игра «Давай считать по-английски».
Воспитатель: Шалтай-Болтай предлагает каждому из вас посчитать животных на английском и соединить их с цифрой при помощи стрелки (на экране появляются цифры и животные. Переключение происходит по щелчку мыши). Дети считают, воспитатель обращает внимание на слова-исключения.
6. Кроссворд «Угадай по описанию».
Воспитатель: Молодцы дети, наш друг очень рад , что вы такие умные ,но он еще приготовил вам задание - я буду говорить вам загадки на английском языке, а вы отгадываете, называя животное , например:
-It’s big. It’s brown. It’s like honey. Who is it?
-It’s a bear.
( дети называет животных- по щелчку мышки «выскакивает» нужная отгадка-животное- заполняет кроссворд воспитатель).
7. Рисование восковыми мелками.
Воспитатель: Ребятки , посмотрите , что наш английский друг прислал нам в корзине (воспитатель вместе с детьми рассматривают и высказывают различные предположения зачем им нужны данные канцтовары , предлагают в подарок гостю нарисовать тех животных, которые встречались в предыдущих загадках).Самостоятельная творческая работа детей.
8. Подведение итогов. Игра «Испорченный телефон».
Воспитатель: Мы сегодня с вами столько играли. Скажите по какой стране мы провели путешествие? Кто был у вас в гостях ?.. А почему именно он?..С какими животными вы встретились? Что узнали о них нового?
Воспитатель: Скажите вы устали? Нет?
А вот мы сейчас и проверим, поиграем с вами в игру «Испорченный телефон»В игре повторяются наиболее трудные слова и фразы.
Воспитатель:: -Goodbye, children.
Дети: -Goodbye, goodbye, goodbye my doll.
Goodbye, goodbye, goodbye you all!
Приложение 2
Пояснительная записка к электронному дидактическому пособию
«Путешествие в английский» для проведения образовательной деятельностипо дополнительному образованию в студии английского языка
«HappyBaby» (подготовительная к школе группа)
Целевая аудитория: Данное пособие предназначено для детей 6 -7лет.
Цель: Сформировать у детей устойчивый интерес к языковой деятельности.
Задачи:
- Сформировать интерес к культуре и истории Англии, дать страноведческие знания, закрепить с детьми знание рифмовки «Up, down».
- Закрепить с детьми названия еды, продуктов на английском языке.
- Закрепить счет на английском языке до пяти и названия животных. Отрабатывать умение образовывать множественное число имен существительных при помощи окончаний -s, -es.
- Формировать умение отгадывать загадки на английском языке.
Методические рекомендации:
Электронное дидактическое пособие «Путешествие в английский» используется в совместной деятельности с детьми по дополнительному образованию (в кружках, секциях, студиях…).
Данное электронное дидактическое пособие позволяет воспитателю рассказывать воспитанникам в яркой, интересной форме об истории и традициях Англии, рассматривать картины, предметы, а также закреплять материал, используя возможности мудьтимедийной презентации, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.