Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Понятие семьи»
16 минут 5486 1358

«Понятие семьи»

PILIPOVICH fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Пилипович Ирину Николаевну, воспитателя МБОУ «Начальная школа – детский сад № 37» г. Сургута Тюменской области. Сегодня Ирина Николаевна любезно поделится своим взглядом на очень важную для всех тему, тему семьи, о ее роли в обществе. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Николаевны:

«В современном мире мы парой забываем, что семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни».

Интересного чтения…


«Понятие семьи»

В современном мире мы парой забываем, что семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к опреде­ленному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для его безболезненной адаптации в обществе.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семьей также называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми. В рамках, которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и многое другое.

Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков в физическом и духовном развитии личности.

 Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

 Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.          Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Специфика семьи как социального института обусловлена выполнением ею ряда функций:

Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении челове­ческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и ду­ховной потребностью. Независимо от принятых мер нашим государством демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Хотя последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3   человек, «будем, надеется, не засечет материнского капитала обещанные нашим правительством». Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные неудобства ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей, развлечениях и много другое.

Связи растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, многие супружеские пары детородного возраста, к сожалению, целенаправленно не торопятся стать родителями, и ставят в приоритет престижные вещи (машину, виллу и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, амо­рального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Вхождение в рынок, имущественное неравенство и накопление индивидуального богатства реанимируют прежде почти заснувшую у нас функцию экономического обогащения, передачи богатства по наследству. Что же касается хозяйственно-бытовой функции, которая в нормальных условиях обеспечивает повседневное существование человека, то в современных социальных условиях она во многом гарантирует выживание, ибо быстрое руинирование бытовой промышленности приводит к тому, что проживание,

питание,   элементарная   гигиена, не говоря уже о комфорте, становятся

возможными только в семье.

Семья выступает как хозяйственно-бытовая общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности .Сюда входят: а) организация питания в семье; б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви; в) благоустройство жилища, создание уюта; г) организация жизни и быта семьи; д) создание и расходование бюджета семьи.

Функция первичной социализации детей и воспитательная. Родившийся ребенок несет в себе только задатки человека, он должен быть введен в общество, чтобы развиваться по «человеческой программе». К сожалению, есть дети, вынужденные проходить этот путь вступления в человеческое общество в Домах ребенка, медицинских учреждениях и т. д. Даже в тех случаях, когда они получают достаточное количество питания, ухода, обслуживания, их развитие может быть отмечено синдромом «госпитализма». Это, проявляется в замедлении интеллектуального и эмоциональ­ного развития, последующих коммуникативных трудностях, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной психолого-педагогической реабилитации.

Важную роль, в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье сложный социально-педагогический процесс.

 Семья, по сравнению с другими социальными институтами, быстрее и эффективнее приобщает ребенка к социальной жизни. Она постоянно оказывает на всех своих членов психолого-педагогическое воздействие. В семье складывается более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей: это степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию не только подрастающего, но и старшего поколения, в частности адаптируя его к реформам в различных сферах жизни современного общества.

Рекреационная и психотерапевтическаяфункция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где физические и психические силы, потраченные человеком в трудовом процессе, лучше всего могут быть восстановлены, воссозданы в семье. Кроме того, выражение «мой дом – моя крепость» убедительно подтверждает мысль, что здоровая семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от неприятностей окружающего мира.

Супруги могут быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно. Важную роль при этом играет эмоциональная поддержка, включающая сте­пень доверительности и самораскрытия, обращения к другому человеку как к доверенному лицу. Причем, как ни странно, чаще в такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья.

В обычном смысле психологическая разрядка тес­но связана с досугом.

Вместе с тем, сегодня преоблада­ющее число семей, занятых в различных

сферах общественно полезного труда или частного производства, бизнеса и вынужденных заниматься несколькими видами деятельности одновременно, не придают особого значения постоянно возрастающей продолжительности рабочего времени взрослых членов семьи. Для них становится очевидной проблематичность роли досуга в предотвращении психических расстройств, и возрастает значимость различных компенсационных мер по поддержанию своего здоровья и психического здоровья семьи.

 Коммуникативнаяфункция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым. Сегодня для семьи является характерным то, что какое-то время ее члены либо просто не общаются, либо общаются крайне мало, либо общение проводится выборочно. На развитие интеллектуального общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, политике, и т. п.

Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Полное взаимопонимание проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг, супруга или ребенок.

Гедонистическая функция или функцией здорового секса. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяже­лым искажениям личности, серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признается одной из предпосылок здорового образа жизни.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Список литературы

1.Целуйко В.М. Психология современной семьи. Москва Гуманит. Изд. «Центр Владос», 2004 г.

2.Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург. 2005 г.

3.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. Изд. «Академический Проект» 2001 г.

4. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Москва   2008 г.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Изд. «Академия» 2000 г.

6. Кавченко А.И. Социология «Издательство Проспект» 2006 г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607