Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Маеренкова Вера Васильевна, учитель ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г. Кинель Самарской области. Сегодня Вера Васильевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию информационных технологий Smart Board на уроках математики. Данный материал будет интересен и полезен учителям математики.
Краткий комментарий к статье от Веры Васильевны:
«Я выбрала тему: «Использование информационных технологий Smart Board на уроках математики». Применение этих технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний».
Интересного чтения…
Использование информационных технологий Smart Boardна уроках математики
Для реализации одного из приоритетных направлений модернизации образования - повышения качества обучения учащихся школ, при котором уровень образования российских учащихся был бы не ниже мирового уровня, в школах России внедряются современные методы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
В свете федеральных государственных стандартов второго поколения следует обратить внимание на планирование и пути достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности. Повышая интерес ребенка к учебе, учитель помогает достичь более высоких результатов и повысить собственную самооценку
Интерактивная доска вызывает большой интерес у учащихся. Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно не прослушать или не просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами. И если любовь детей к компьютерам правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Использование информационных технологий Smart Board позволяет учителю подготовить и провести урок на качественно новом уровне.
Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета [1].
Применение этих технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.
Инновации в образовании – это использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству знаний учащихся. Использование различных форм и методов организации образовательного процесса позволяет мне повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практичискую направленность занятий и в итоге добиваться гарантированных запланированных результатов своей профессиональной педагогической деятельности.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, одна из целей которых состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Свои уроки организую таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Использование информационных технологий Smart Board на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более разнообразным.
Интерактивная доска позволяет [2]:
- выиграть время для более интенсивного обучения;
- сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
- вовлечь всех детей в учебный процесс;
- развивать творчество и самостоятельность школьников.
В то же время есть и затруднения, возникающие при работе с интерактивной доской:
- предварительный процесс обучения детей работе на доске;
- строгое соблюдение САНПИНА;
- большая затрата времени, трудоемкость при подготовке к урокам.
Работа с интерактивной доской требует от учителя большой предварительной подготовки к каждому уроку: создание необходимых материалов, мультимедийных файлов.
Использование в образовании информационных технологий Smart Board вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Использование интерактивной доски на уроках имеет следующие преимущества[3]:
- Материалы к уроку готовятся заранее - это обеспечивает хороший темп занятий и сохраняет время на обсуждения.
- Можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
- Использование информации различных мультимедийных ресурсов.
- Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность.
- Использование наглядного иллюстрирования при объяснении материала.
- Высокая плотность, динамичность и мобильность урока.
- Повышение мотивации учащихся к обучению.
При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.
Галерея Smart Board содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение: построить график линейной функции y=mx+c. Изменяя коэффициенты m и c, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков.
Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию интерактивной доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.
Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов.
Доска в клеточку очень удобна при изучении координатной плоскости. Также проведение игровых моментов на таких уроках будет более интересным на интерактивной доске. А возможность двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять преобразование графиков.
Использование возможностей информационных технологий Smart Board вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.
Используя в работе интерактивную доску, я столкнулась с рядом проблем. Как мне кажется, самая значительная проблема, пусть и не связанная с работой доски - это нехватка времени для составления необходимой к уроку презентации. Ни для кого не секрет, что иногда на одну презентацию тратится несколько дней.
Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем моментально. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.
Я разработала уроки с применением интерактивной доски SMART BOARD и представила данный материал на Международной ярмарке педагогических инноваций: «Замечательные точки треугольника», «Многогранники», «Площадь трапеции», «Прототипы В11», «Цилиндр», «Построение сечений куба», «Нахождение дроби от числа», «Модуль числа», «Неопределенный интеграл», «Производная», «Проценты» и другие.
Применяя информационные технологии в своей профессиональной деятельности, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей математики школы, участвуя во всевозможных окружных, региональных, всероссийских и международных конкурсах: Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Всероссийский конкурс «Образование. Взгляд в будущее», Всероссийский конкурс «Педагогический Олимп», Всероссийский конкурс «Мастерская учителя», Всероссийский фестиваль IT-уроков, Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Новые образовательные технологии: опыт проблемы, перспективы», Областной конкурс учебных программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения, Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», Всероссийский профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», VIII Международная НПК «Теоретические и методологические проблемы современного образования».
На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи.
Применение интерактивной доски на уроках математики, как показывает практика, оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
- обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- развитие мотивации учащихся к изучению математики благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
- обеспечение хорошего темпа урока;
- упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
- обеспечение многократного использования разработанных материалов.
Таким образом, использование информационных технологий Smart Board позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным, позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационных технологий Smart Board в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования.
С помощью интерактивной доски учитель получает возможность внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, которые решают проблему эффективной организации учебной деятельности и способствуют повышению мотивации к изучению математики.
В заключении хочется добавить, что целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества, чем я и занимаюсь все эти годы.
Список использованной литературы:
- М. А. Горюнова, Т. В. Семенова. М. Н. Солоневичева «Интерактивные доски и их использование в учебном процессе», «БХВ-Петербург», 2010, С.11-15.
- Л. Н. Крымова, Интерактивная доска на уроках математики. Математика в школе, 2008. № 10. С. 31-39.
- Е. Д. Тенютина, Использование интерактивной доски на уроке. Практика административной работы в школе, 2008. № 6. С. 46-51.