Дорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Просукову Татьяну Борисовну, музыкального руководителя ГБОУ СОШ № 1370, дошкольное отделение № 8 г. Москвы. Сегодня Татьяна Борисовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о развитии пластики в дошкольном возрасте. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Борисовны:
«В своей статье я хочу рассказать, как можно научить ребенка управлять своим телом, учитывая его субъективные особенности: темперамент, творческое воображение. В статье существует практический материал, который, я надеюсь, пригодится не только музыкальным педагогам, но и родителям. Музыкальное воспитание это наиважнейший аспект формирования личности ребенка. Прикосновение к произведениям искусства, в той или иной степени, способствует развитию эстетического сознания».
Увлекательного чтения…
Пластика в дошкольном возрасте
Посмотреть статью с фотографией
Развитие пластики, ощущение пространства, освоение динамической красоты движений - составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать занятия следует с простых упражнений и построений, позволяющих ребенку адаптироваться к тому пространству, в котором он находится. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр и упражнений.
Игра «Кто ближе?»
Один ребенок становится близко к остальным детям, другой - подальше. Это ведущие. Они несколько раз переходят с места на место. Дети определяют, кто из ведущих стоит к ним ближе.
Разминка «Встали в круг»
Под музыку дети расходятся по всему пространству. Добавляем воображение(гуляем в лесу, собираем ягоды, играем в снежки).При счете: раз, два, три, дети должны быстро встать в круг.
Игра «Я - портрет»
Ребенок воображает себя нарисованным на холсте. Его задача выбрать себе фон, на котором он хотел бы быть изображен. Остальные угадывают его. Например, на фоне окна, у двери и т.д.
Очень продуктивными являются упражнения, выполняемые при помощи рук.
Пластический этюд «Листья падают»
Под плавную, вальсовую музыку дети руками имитируют падающие листья. Движения должны быть не резкими, передающими скольжение предмета и мелодии.
Пластический этюд «Снег кружится»
Ассоциативное восприятие руки как снежинки должно направлять детей к ощущению легкости кистевого движения, к плавности жеста. Под музыку дети плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, снегопад, вьюга. Этюд можно усложнить, предложив ребятам подняться с места и продолжить показ с помощью всего тела. Завершение этюда-снежинки опускаются на землю.
Пластический этюд «Сосулька плачет»
Падающие капли надо передать при помощи ритмического движения руки. Внимание на четкость и фиксированность, прерывистость движений. Музыкальное сопровождение должно соответствовать динамическому рисунку образа.
Пластический этюд «Музыкальные руки»
Этот этюд рассчитан на развитие координации и воображения в соответствии с музыкальным образом. Слушая произведение, дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующий. Слушаем марш, вальс, другие танцы. В этом этюде важно по-своему пластически «прочитать» музыкальный образ.
Все предложенные этюды могут быть дополнены и развиты. Всегда должен оставаться элемент непредсказуемости и импровизации.
Пластические этюды для рук являются первым этапом в освоении пластических этюдов для всего тела. Так же они могут служить прекрасной разминкой на протяжении всего цикла занятий.
Спасибо за внимание!
Список литературы.
- Полунина В. Искусство и дети. - М.,Просвещение,1982.
- Бореев Ю. Эстетика. - М.,1975.
- Васина - Гроссман В. Первая книжка о музыке. - М.,1976.
- Музыка и движение. - М.,1984.
- Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.,1975.
- Муштаев В. Уроки искусства. - М.,1985.
- Барков Б. Если есть на земле чудесное… - М.,1968.