Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Мельниковой Евгенией Альбертовной, воспитателем ГБОУ ООШ № 19 СП «ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Евгения Альбертовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию научно-исследовательских представлений у детей дошкольного возраста. Данный материал будет интересен родителям и педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Евгении Альбертовны:
«Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Интереснго чтения...
Формирование научно-исследовательских представлений у детей дошкольного возраста
Посмотреть презентацию к статье
«Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать…Однако это далеко не так. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
(слайд №2) Ковинько Л.В.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его на прогулке, в игре, в труде, на занятиях и в общении с взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Понимая значимость экспериментирования для полноценного психического развития ребенка, в нашем детском саду открыли научно-экспериментальную секцию «Узнавай-ка»
(слайд №3)Для ее успешной работы были разработаны задачи, которые охватывают различные сферы познания природы и природных явлений, взаимосвязь человека с окружающим миром, о ценности природы и об умении сохранить ее.
Условия отдельного помещения позволяют работать с детьми малыми группами (по 10-12 человек) (слайд №4) по интересам; использовать материалы которые небезопасно иметь в группе, при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь и т.д.).
Оснащение лаборатории – это детские халаты, клеенчатые передники, полотенца; таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам, детский понятийный словарь, журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов; приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут), компас, магниты с разными полюсами; контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки; природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), перышки птиц, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры и спилы разных деревьев, листья, веточки, семена фруктов и овощей и многое другое.
(слайд №5)В помещении лаборатории создан мини-музей, на стеллажах которого оформляются различные выставки, например: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, совместно детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском» и др.
Мною была разработана (слайд 6)циклограмма деятельности руководителя секции, (слайд 7) перспективный план с учетом возрастных возможностей и познаний детей. Он охватывает практически все темы, в которых мы знакомим ребенка с миром живой и не живой природы. Но это не готовое планирование на учебный год каждой игры- экспериментирования, а примерное распределение их по месяцам.
(слайд8 )Организация работы, это совместная деятельность воспитателя с детьми старших групп в лаборатории. Проходит раз в неделю по 25-35 минут небольшими подгруппами с учетом уровня развития познавательных интересов детей. Все занятия проводятся в игровой форме и поэтому легко усваиваются детьми.
Во время одной игры я провожу по два-три (в зависимости от сложности) эксперимента, объединяя их одной тематикой, например: «Звук», «Испытание магнита» (слайд9 ) Но для развития познавательной активности детей беру порой и разные по теме эксперименты, объединяя игровой мотивацией (игры с Капелькой, Каркушей и пр.).
Какова же структура проведения игры-экспериментирования? Это постановка и формулирование проблемы (познавательной задачи), выдвижение предположений, отбор способов проверки предположений выдвинутых детьми, проверка гипотез, подведение итогов, выводы, фиксация результатов и вопросы детей.
(слайд9) Я не всегда тороплю детей с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Ребята задают вопросы деду Знаю, а он присылает им в группу либо книгу, либо подсказку, либо предлагает узнать у мамы или папы, а затем рассказать всем ребятам. А некоторые вопросы становятся темой следующего занятия.
Работа в лаборатории находит свое отражение и в творческой деятельности детей. Например, после проведения игр со звуком мы создавали с детьми в группах музыкальные инструменты из бросового материала.
(слайд10,11,12) Работа в секции «Узнавай-ка» разделена по направлениям:
- работа с детьми;
- работа с воспитателями;
- работа с родителями;
- работа с документацией.
Для родителей систематически оформляю детские «Рассуждалки» по различным темам. В конце учебного года проводиться досуг для детей и родителей с использованием экспериментирования, где дети демонстрируют мамам и папам умение думать и рассуждать, свою самостоятельность.
Обязательно в конце года подводится итог работе секции в виде диагностического тестирования знаний детей в сфере естественно - научных представлений о природе, где я для себя отмечаю успехи детей , свои пробелы в обучении (на что нужно обратить внимание на следующий год)
(слайд 13)В результате работы повысился уровень развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (в среднем) с 31,3% (н.г.) до 48,8% (к.г.), что и свидетельствует о положительной динамике развития естественнонаучных представлений у детей через экспериментальную деятельность.
Радует то, что ребята все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям и познавательной литературе. Я считаю, что игра – экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
(слайд 14) В своей работе я использовала различную литературу:
- «Секреты природы – это интересно» Ковинько Л.В.
- «Исследовательская работа» Зазнобина Л., Ковинько Л.
- «Рукотворный мир» Протасова Е., Родина Н.
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А.И.
- «Обучение детей естествознанию с применением компьютерно -игрового комплекса и технических средств в старших группах» Вересова Н.А. (порциальная программа)