Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Баранова Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 116 г. Иркутска. Сегодня Татьяна Ивановна с удовольствием делится с нами полезным материалом о проблемах социально - нравственного воспитания детей. Статья будет интересна музыкальным руководителям дошкольных учреждений, родителям и педагогам дошкольных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:
«Воспитание добрых чувств, доброты и доброжелательности должно начинаться с раннего детства, когда маленький ребенок только начинает приобщаться к общечеловеческим ценностям. Добрые, отзывчивые дети обычно пользуются расположением окружающих. У них быстро складываются хорошие взаимоотношения с ровесниками в детском саду, во дворе, а впоследствии в школе».
Увлекательного чтения…
Твори добро, чтобы, любя,
Добро тебя нашло,
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Джами.
Современный научно- технический прогресс сам по себе не способствует нравственному совершенствованию человека, но в тоже время дает в руки аморальных людей могучие средства уничтожения общечеловеческих ценностей, природы, культуры и гуманных отношений.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы социально - нравственного воспитания детей, начиная с раннего возраста с «весны жизни», с самой колыбели, с той минуты, когда ребенок почувствовал свое « Я».
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что наше время характеризуется возросшей детской жестокостью и враждебностью. Гнев, злоба, месть, агрессия стали распространенными явлениями.
Ученые и практики сферы дошкольного образования выражают единое мнение о необходимости воспитания у детей, столь дефицитных в наше время, гуманных чувств, качеств и отношений (Р.С. Буре, В.Н. Давидович, В.Р. Лисина, С.Г. Якобсон и др.)
Как свидетельствуют источники, гуманные чувства, качества и отношения проявляются в доброте и отзывчивости, в интересе к жизни другого человека, в сопереживании и сочувствии, в умении поступиться своим желанием в пользу другого, в привычке посильно заботиться об окружающих людях и природном окружении.
У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный выбор, поступать в соответствии с моральными нормами и ценностями. Стержень – это отношение к людям, в котором проявляется нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком острого чувств жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем, удержит от повторения подобного.
Направленность педагогического процесса в ДОУ на воспитание гуманных чувств и отношений будет способствовать постепенному осознанию ребенком личной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, формированию мотивов, побуждающих к добрым делам и поступкам.
Среди комплекса качеств мы особо выделяем доброту, отзывчивость, доброжелательность, умение оказать помощь.
Доброта, доброжелательность характеризуются нами как умение ребенка проявлять сочувствие, сорадость, сопереживание.
Отзывчивость можно охарактеризовать, как проявление ребенком умение замечать ситуации, в которых персонажи, сверстники, родные испытывают эмоциональное неблагополучие, проявлять участливость к ним.
Взаимопомощь – понимание ребенком необходимости оказать посильную помощь и готовности сделать это.
В ныне действующих программах по дошкольному образованию, в ФГТ содержание первых проявлений гуманных чувств и отношений представлено со второй группы раннего возраста.
Воспитание добрых чувств, доброты и доброжелательности должно начинаться с раннего детства, когда маленький ребенок только начинает приобщаться к общечеловеческим ценностям. Добрые, отзывчивые дети обычно пользуются расположением окружающих. У них быстро складываются хорошие взаимоотношения с ровесниками в детском саду, во дворе, а в последствии в школе. Закрепляясь, качество становится чертой характера, сохраняющейся на всю жизнь и составляющей богатство личности. А добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
В практике ДОУ используются различные средства для воспитания обозначенных нами гуманных чувств и отношений; художественная литература, игровая деятельность, изобразительная и музыкальная, трудовая деятельности.
Теоретический анализ литературы и наличие многолетнего собственного опыта убедили нас в том, что наибольшие возможности для решения данной проблемы имеет использование различных видов кукольного театра. Благодаря красочности игровых ситуаций, выразительности образов ребенок постигает нормы человеческого бытия, истинные проявления доброты и гуманности.
На развивающее и воспитывающее значение кукольного театра указывали Н. Сорокина, Л. Куцакова и другие.
Вместе с тем, в имеющейся для обзора литературе мы не нашли конкретных методических указаний по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников средствами кукольного театра, что прослужило основанием для проведения опытной работы.
Анализ литературных источников и результатов диагностического исследования позволили нам определить цель, задачи, этапы и содержание опытной работы.
Цель опытного исследования: разработать и апробировать методику воспитания гуманных чувств, качеств и отношений (доброты, доброжелательности, отзывчивости) у детей дошкольного возраста средствами кукольного театра.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к различным видам кукольного театра.
2. Расширять представления детей о гуманных чувствах и отношениях: отзывчивости, доброте, сочувствии, сопереживании, сорадости, сострадании, умении заботься о людях и природе.
3. Пробуждать детей к самостоятельному проявлению гуманных чувств, качеств и отношений в различных жизненных ситуациях.
4. Научить детей технике кукловождения и постановке спектаклей в процессе коллективного взаимодействия.
5. Развивать творческие способности, стремление к самовыражению.
Педагогический процесс осуществлялся нами последовательно, по этапам.
Организационно – методический этап, был направлен на обеспечение условий для проведения опытно - экспериментальной работы.
Первое условие - достаточный уровень собственной компетенции по интересующему нас аспекту. Была изучена и проанализирована литература, Интернет – источники, которые позволили убедиться в актуальности темы и определить теоретико- методические основы работы. Для самообразования создана библиотека, видеотека и фонотека, отражающая проблемы культурно – досуговой деятельности дошкольников, в том числе кукольного театра. Были приобретены следующие виды театров: настолько- печатный, пальчиковый, теневой, марионеточный, гонзики.
Второе условие – составление перспективного планов, отбор и систематизация кукольных представлений для каждой возрастной группы, подбор специальных ситуаций, разработка методики проведения, разработка содержания бесед о различных видах кукольного театра, форм работы с родителями. При планировании мы придерживались общепедагогических требований:
Третье условие - организация обогащенной развивающей среды, обеспечивающая ребенку широкую возможность для восприятия кукольных персонажей и их овладения технике пользования. Была изготовлена ширма. Специально оборудованное пространство в зале, включающее выше перечисленные виды театров.
При оснащении среды мы учитывали принципы построения развивающей среды в ДОУ, разработанные В.А. Петровским, С.Н. Новоселовой. В группах, совместно с воспитателями, были оформлены «Уголки театрализации».
Четвертое условие – расширение культурно - воспитательного пространства, вовлечение родителей в педагогический процесс. Это осуществлялось через наглядно - информационные средства, через привлечение родителей к совместным просмотрам и участию в кукольных спектаклях. Так родители с удовольствием участвовали в спектаклях « Теремок», « Колобок», « Красная шапочка» и т. д.
Диагностический этап – выявление у детей знаний и представлений о гуманных чувствах и отношениях, мы использовали педагогическую диагностику авторов Р.С. Буре, М.В. Воробьевой, С.А. Улитко и других. В частности, индивидуальные беседы, беседы по серии картинок, сопровождающих развертывание сюжета. Результаты диагностики представлены в приложении 3.
Воспитательно - обучающий этап – непосредственно сам процесс воспитания гуманных чувств и отношений, обучение детей технике кукловождения. Воспитательный процесс осуществлялся на основе следующих принципов:
- развивающего обучения, учет «зоны ближайшего развития», предлагаемый репертуар был направлен не на имеющейся у детей уровень знаний и представлений, а опережать его;
- гуманистической направленности воспитания;
- сознательности, понимание детьми содержания кукольного спектакля;
- систематичности, постепенное и последовательное усложнение знаний о гуманных чувствах и отношениях;
- доступности, обучение с учетом возрастных и индивидуальных различий детей, уровня их подготовленности;
- наглядности, создание у ребенка при помощи различных органов чувств (зрительного, слухового, тактильно – мышечного) представления о проявлении того или иного качества;
- опора на положительное.
Для воспитания добрых чувств ребенка, его нормального развития, большое значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению.
Во время кукольных спектаклей дошкольники очень эмоционально отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь другу, попавшему в беду, грустят, радуются, выражают это в словах и действиях
Методика воспитания гуманных чувств, качеств и отношений включала:
1. Занимательный, заинтересовывающий, игровой момент, направленный на угадывание детей названия спектакля. Использовались загадки, короткие четверостишия.
2. Установка на нормы поведения во время просмотра. Зарекомендовали себя краткие беседы, стихотворения…..
3. Выразительный показ спектакля.
4. Беседа после просмотра с обязательным акцентированием положительного проявления персонажами гуманных чувств, качеств и отношений.
5. Проигрывание игровых ситуаций, в которых дети упражнялись в появлении гуманных чувств, качеств и отношений.
Воспитание добрых качеств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Неправильные представления о дружбе, доброте, отзывчивости, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Основываясь на этом, мы разработали содержание бесед, которые проводили после просмотра кукольного театра. Например, после просмотра сказки «Красная шапочка» Ш. Перро, детям предлагалось подумать и ответить на вопросы: «Как бы они поступили на месте красной шапочки? Покажите своими действиями.», «Как бы они могли помочь девочке, если бы оказались персонажами сказки?», «Кто из героев сказки самый добрый?».
В процессе показа кукольных спектаклей широко использовались музыкальные произведения, такие как «Улыбка», «Голубой вагон», «Перепелка», «Антошка», «В мире много сказок» В. Шаинского, «Песенки бременских музыкантов» Г.Гладкова, которые вызывали не только у детей радостное настроение, но и способствовали закреплению представлений о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию.
Особую воспитательную ценность, на наш взгляд, имели игровые ситуации, в них дети проявляли новые эмоции, переживания, свои видения тех или иных этических ситуаций. С помощью мимики и жестов мы предлагали изобразить героев сказок: сердитого волка; хитрую лису; золушку; добрую фею; бабу - ягу и т.д. Детям предлагается улыбнуться, как: веселый ребенок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга.
Свои впечатления от просмотра мы предлагали детям выразить в рисунках, затем устраивалась выставка работ «Мои добрые сказочные друзья».
Любое гуманное качество проявляется в деятельности, учитывая данный тезис, мы активно, начиная с младшей группы, привлекали детей к изготовлению элементов различных видов театра, наблюдая за ними, мы отмечали, как они умеют договариваться, проявлять взаимопомощь, делиться клеем, карандашами и т.п.
Контрольно - прогностический этап заключающий цикл педагогического процесса. На данном этапе мы провели качественный и количественный анализ достигнутых результатов. Сравнительный анализ данных диагностического и контрольного этапов выявил, что в группах значительно улучшились показатели знаний и представлений о доброте, доброжелательности, отзывчивости, формах проявления взаимопомощи. Проведенная работа убедила нас в том, что кукольный театр имеет огромный воспитательный потенциал. Разработанная и апробированная нами методики по воспитанию гуманных чувств, качеств и отношений у детей дала положительный эффект.