Дорогие друзья, мы рады представить вам Байзулину Гульфию Вакиловну, воспитателя МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Гульфия Вакиловна радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию логического мышления у дошкольников с помощью Блоков Дьенеша. Статья будет интересна воспитателям детских садов и родителям.
Краткий комментарий к статье от Гульфии Вакиловны:
«Проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность».
Интересного чтения…
Развитие логического мышления у дошкольников с помощью Блоков Дьенеша
В соответствии с показателями модели выпускника ДОУ по разделу познавательно – речевое развитие у ребенка должны быть сформированы интеллектуальные умения:
-операции анализа, сравнения, классификации, обобщения;
-способность устанавливать связи в зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы;
-способность к решению творческих задач.
Речь выпускника:
-имеет богатый словарный запас;
-речь ребенка фонематически и грамматически правильная;
-использует речь как инструмент мышления – умеет связано и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание.
Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. (Л.И. Серова/ Диагностика психологической готовности к школе)
Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что он носит наглядный, конкретный, образный характер.
Первоначально мыслительные операции – сравнения, обобщения, классификации – протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающая связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, т.е. речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач.
Как активизировать мыслительную деятельность у детей? Как формировать познавательно – речевое развитие наилучшим образом –проблема, над которой бьются теоретики и практики.
Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Именно, поэтому проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.
Мы все знаем, что детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии:
Наглядно – действенное мышление (практическое). Задача дается детям наглядно и решается руками, т. е. практическим действием.
Наглядно – действенное мышление в каком возрасте развивается у детей? Какому возрасту присуще наглядно – действенное мышление? (младшем дошкольном возрасте).
Наглядно – образное мышление (при решении задач дети переходят от внешних действий с предметами к образам этих предметов). В процессе наглядно – образного мышления идет сравнение ранее приобретенных зрительных представлений. Развитое образное мышление приводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.
В каком возрасте развивается наглядно - образное мышление? ( в среднем возрасте).
В старшем возрасте – образное мышление.
Предпосылки словесно – логического мышления (к концу подготовительной группы) (при решении задач оперируют не конкретными образами, сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами).
Проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления, детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся:
- по цвету (красные, желтые, синие);
- по форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты);
- по размеру (большие и маленькие);
- по толщине (толстые и тонкие).
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр. Для занятий с Блоками Дьенеша используются альбомы, предназначенные для разных возрастов, а также карточки символы свойств, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Понадобятся и карточки с отрицанием свойств (например: не синий, не круглый и т.д.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Игры с логическими блоками позволяют:
- * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- * Развивать пространственные представления.
- * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- * Развивать речь.
- * Успешно овладеть основами математики и информатики.
Особенности работы с блоками Дьенеша со старшими дошкольниками
Старший дошкольный возраст – это, как уже говорилось сегодня, рубеж на пути в школу. Дети уже многое знают и умеют. Но все же работать ещё есть над чем. Ведь у детей уже сформировано наглядно –образное мышление и следующий важный и ответственный этап - развитие предпосылок словесно – логического мышления.
Особенностью этого возраста является наличие повышенного интереса детей к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Игровое упражнение «Рассели жильцов»
Данное упражнение развивает умение классифицировать, обобщать геометрические фигуры по признакам, упражняет в счете, а также развивает ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Детям выдают карточки – символы.
- Вы должны очень внимательно слушать мою инструкцию.
-В группе детского сада жили - были блоки. А дом у них- коробка маленькая и тесная. Дети с воспитателем решили их расселить в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен этаж и номер квартиры. Расселяя блоки вы должны назвать номер квартиры и номер этажа. Например: круглые маленькие блоки красного цвета поселим на третьем этаже в квартире № 3. И т.д.
-Какой из блоков ты хочешь поселить в домик?
- Назови номер этажа и квартиры. И т.д.
(заселяется весь домик)
- Теперь у каждого блока есть своя отдельная квартира.
Сейчас давайте поговорим о жильцах этого дома. Поселяя треугольник в квартиру, на какие его свойства мы обращали внимание?
( задаются вопросы относительно всех «жильцов» дома относительно размера и толщины блоков).
ВАРИАНТОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ИГРЫ С ОБРУЧАМИ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПОДОБНЫМ ИГРАМ НАДО ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧЕТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ОБЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕКОТОРОЙ ЗАМКНУТОЙ ЛИНИИ.
ВОТ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР С ОБРУЧАМИ.
ИГРА С ОДНИМ ОБРУЧЕМ.
НА ПОЛ КЛАДУ ОБРУЧ. У КАЖДОГО РЕБЕНКА В РУКЕ ОДИН БЛОК. ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ РАСПОЛАГАЮТ БЛОКИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ. НАПРИМЕР, ВНУТРИ ОБРУЧА- ВСЕ КРАСНЫЕ БЛОКИ, А ВНЕ ОБРУЧА- ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. ДЕТЯМ ЗАДАЮ ВОПРОСЫ:
КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ ВНУТРИ ОБРУЧА? (КРАСНЫЕ)
КАКИЕ БЛОКИ ОКАЗАЛИСЬ ВНЕ ОБРУЧА? (НЕКРАСНЫЕ)
ПРИ ПОВТОРЕНИИ ИГРЫ ДЕТИ МОГУТ САМИ ВЫБИРАТЬ, КАКИЕ БЛОКИ ПОЛОЖИТЬ ВНУТРИ, ВНЕ, А ПОТОМ ДРУГ У ДРУГА ОПРЕДЕЛЯЮТ ОДНИМ СЛОВОМ ФИГУРЫ ВНЕ ОБРУЧА.
ИГРА С ДВУМЯ ОБРУЧАМИ.
НА ПОЛУ ДВА РАЗНОЦВЕТНЫХ ОБРУЧА (СИНИЙ И КРАСНЫЙ), ОБРУЧИ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ, ПОЭТОМУ ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ. ПРЕДЛАГАЮ КОМУ-НИБУТЬ ВСТАТЬ
-ВНУТРИ СИНЕГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ;
-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ КРАСНОГО;
-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО;
-ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА;
-ВНЕ СИНЕГО И КРАСНОГО ОБРУЧЕЙ.
ЗАТЕМ ДЕТИ РАСПОЛАГАЮТ БЛОКИ ТАК, ЧТОБЫ ВНУТРИ СИНЕГО ОБРУЧА ОКАЗАЛИСЬ ВСЕ КРУГЛЫЕ БЛОКИ, А ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА- ВСЕ КРАСНЫЕ. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ ВЫЗЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ ПРОБЛЕМА, КУДА ПОЛОЖИТЬ КРАСНЫЕ И КРУГЛЫЕ БЛОКИ. ИХ МЕСТО В ОБЩЕЙ ЧАСТИ ДВУХ ОБРУЧЕЙ.
-КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ ВНУТРИ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ?
-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА?
-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО?
-ВНЕ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ?
СЛЕДУЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО БЛОКИ НАДО НАЗВАТЬ ЗДЕСЬ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ СВОЙСТВ- ФОРМЫ И ЦВЕТА.
ИГРА С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ.
В ИГРЕ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ МОДЕЛИРУЕТСЯ РАЗБИЕНИЕ МНОЖЕСТВ НА ВОСЕМЬ КЛАССОВ( ПОПАРНО НЕПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ ПОДМНОЖЕСТВ) С ПОМОЩЬЮ ТРЕХ СВОЙСТВ(БЫТЬ КРАСНЫМ, БЫТЬ КВАДРАТНЫМ, БЫТЬ БОЛЬШИМ)
В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ РЕШАЕТСЯ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ, ЧЕМ В ИГРЕ С ДВУМЯ ОБРУЧАМИ, ЗАДАЧА КЛАССИФИКАЦИИ БЛОКОВ ПО ТРЕМ СВОЙСТВАМ.
КЛАДУ НА ПОЛ ТРИ РАЗНОЦВЕТНЫХ (КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ) ОБРУЧА ТАК, ЧТОБЫ ОБРАЗОВАЛОСЬ 8 ОБЛАСТЕЙ.
ПОСЛЕ ТОГО КАК ЭТИ ОБЛАСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ НАЗВАНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРУЧАМ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗЛОЖИТЬ БЛОКИ, НАПРИМЕР, ТАК, ЧТОБЫ ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА ОКАЗАЛИСЬ ВСЕ КРАСНЫЕ БЛОКИ, ВНУТРИ СИНЕГО- ВСЕ КВАДРАТНЫЕ, А ВНУТРИ ЖЕЛТОГО- ВСЕ БОЛЬШИЕ.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ НА ВОСЕМЬ( СТАНДАРТНЫХ ДЛЯ ЛЮБОГО ВАРИАНТА ИГРЫ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ) ВОПРОСОВ.
КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ:
-ВНУТРИ ВСЕХ ТРЕХ ОБРУЧЕЙ;
-ВНУТРИ КРАСНОГО И СИНЕГО, НО ВНЕ ЖЕЛТОГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ СИНЕГО И ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ КРАСНОГО И ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ СИНЕГО;
-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО И ВНЕ ЖЕЛТОГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ ЖЕЛТОГО И КРАСНОГО ОБРУЧА;
-ВНУТРИ ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ КРАСНОГО И ВНЕ СИНЕГО ОБРУЧА;
-ВНЕ ВСЕХ ТРЕХ ОБРУЧЕЙ.
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников( Под редакцией А.А.Столяра.М, «Просвещение»,1988)
2.М.Фидлер .Математика уже в детском саду. М.«Просвещение»,1981.
3. «Логика и математика для дошкольников». Метод.издание Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая.( Библиотека программы «детство»). «Санк-Петербург». «Акцидент»2000.
Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков»(5-8 лет)