Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Байзулина Г.В.
12 минут 5177 1201

Мастера своего дела: Байзулина Г.В.

BAYZULINA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Байзулину Гульфию Вакиловну, воспитателя МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Гульфия Вакиловна радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию логического мышления у дошкольников с помощью Блоков   Дьенеша. Статья будет интересна воспитателям детских садов и родителям.

Краткий комментарий к статье от Гульфии Вакиловны:

«Проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность».

Интересного чтения…


     Развитие логического мышления у дошкольников с помощью Блоков Дьенеша                                                                                                

В соответствии с показателями модели выпускника ДОУ по разделу познавательно – речевое развитие у ребенка должны быть сформированы интеллектуальные умения:

-операции анализа, сравнения, классификации, обобщения;

-способность устанавливать связи в зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы;

-способность к решению творческих задач.

Речь выпускника:

-имеет богатый словарный запас;

-речь ребенка фонематически и грамматически правильная;

-использует речь как инструмент мышления – умеет связано и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. (Л.И. Серова/ Диагностика психологической готовности к школе)

Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что он носит наглядный, конкретный, образный характер.
Первоначально мыслительные операции – сравнения, обобщения, классификации – протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающая связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, т.е. речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. 
Как активизировать мыслительную деятельность у детей? Как формировать познавательно – речевое развитие наилучшим образом –проблема, над которой бьются теоретики и практики.       
Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Именно, поэтому проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.

Мы все знаем, что детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии:

Наглядно – действенное мышление (практическое). Задача дается детям наглядно и решается руками, т. е. практическим действием.

Наглядно – действенное мышление в каком возрасте развивается у детей? Какому возрасту присуще наглядно – действенное мышление? (младшем дошкольном возрасте).

Наглядно – образное мышление (при решении задач дети переходят от внешних действий с предметами к образам этих предметов). В процессе наглядно – образного мышления идет сравнение ранее приобретенных зрительных представлений. Развитое образное мышление приводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.

В каком возрасте развивается наглядно - образное мышление? ( в среднем возрасте).

В старшем возрасте – образное мышление.

Предпосылки словесно – логического мышления (к концу подготовительной группы) (при решении задач оперируют не конкретными образами, сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами).

Проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления, детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся:

  • по цвету (красные, желтые, синие);
  • по форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты);
  • по размеру (большие и маленькие);
  • по толщине (толстые и тонкие).

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр. Для занятий с Блоками Дьенеша используются альбомы, предназначенные для разных возрастов, а также карточки символы свойств, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Понадобятся и карточки с отрицанием свойств (например: не синий, не круглый и т.д.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Игры с логическими блоками позволяют:

  1. * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. * Развивать пространственные представления.
  3. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).
  4. * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  5. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  6. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  7. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  8. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  9. * Развивать речь.
  10. * Успешно овладеть основами математики и информатики.

Особенности работы с блоками Дьенеша со старшими дошкольниками

Старший дошкольный возраст – это, как уже говорилось сегодня, рубеж на пути в школу. Дети уже многое знают и умеют. Но все же работать ещё есть над чем. Ведь у детей уже сформировано наглядно –образное мышление и следующий важный и ответственный этап - развитие предпосылок словесно – логического мышления.

Особенностью этого возраста является наличие повышенного интереса детей к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Игровое упражнение «Рассели жильцов»

Данное упражнение развивает умение классифицировать, обобщать геометрические фигуры по признакам, упражняет в счете, а также развивает ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Детям выдают карточки – символы.

- Вы должны очень внимательно слушать мою инструкцию.

-В группе детского сада жили - были блоки. А дом у них- коробка маленькая и тесная. Дети с воспитателем решили их расселить в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен этаж и номер квартиры. Расселяя блоки вы должны назвать номер квартиры и номер этажа. Например: круглые маленькие блоки красного цвета поселим на третьем этаже в квартире № 3. И т.д.

-Какой из блоков ты хочешь поселить в домик?

- Назови номер этажа и квартиры. И т.д.

(заселяется весь домик)

- Теперь у каждого блока есть своя отдельная квартира.

Сейчас давайте поговорим о жильцах этого дома. Поселяя треугольник в квартиру, на какие его свойства мы обращали внимание?

( задаются вопросы относительно всех «жильцов» дома относительно размера и толщины блоков).

ВАРИАНТОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ИГРЫ С ОБРУЧАМИ.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПОДОБНЫМ ИГРАМ НАДО ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧЕТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ОБЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕКОТОРОЙ ЗАМКНУТОЙ ЛИНИИ.

ВОТ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР С ОБРУЧАМИ.

ИГРА С ОДНИМ ОБРУЧЕМ.

НА ПОЛ КЛАДУ ОБРУЧ. У КАЖДОГО РЕБЕНКА В РУКЕ ОДИН БЛОК. ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ РАСПОЛАГАЮТ БЛОКИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ. НАПРИМЕР, ВНУТРИ ОБРУЧА- ВСЕ КРАСНЫЕ БЛОКИ, А ВНЕ ОБРУЧА- ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. ДЕТЯМ ЗАДАЮ ВОПРОСЫ:

КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ ВНУТРИ ОБРУЧА? (КРАСНЫЕ)

КАКИЕ БЛОКИ ОКАЗАЛИСЬ ВНЕ ОБРУЧА? (НЕКРАСНЫЕ)

ПРИ ПОВТОРЕНИИ ИГРЫ ДЕТИ МОГУТ САМИ ВЫБИРАТЬ, КАКИЕ БЛОКИ ПОЛОЖИТЬ ВНУТРИ, ВНЕ, А ПОТОМ ДРУГ У ДРУГА ОПРЕДЕЛЯЮТ ОДНИМ СЛОВОМ ФИГУРЫ ВНЕ ОБРУЧА.

ИГРА С ДВУМЯ ОБРУЧАМИ.

НА ПОЛУ ДВА РАЗНОЦВЕТНЫХ ОБРУЧА (СИНИЙ И КРАСНЫЙ), ОБРУЧИ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ, ПОЭТОМУ ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ. ПРЕДЛАГАЮ КОМУ-НИБУТЬ ВСТАТЬ

-ВНУТРИ СИНЕГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ;

-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ КРАСНОГО;

-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО;

-ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА;

-ВНЕ СИНЕГО И КРАСНОГО ОБРУЧЕЙ.

ЗАТЕМ ДЕТИ РАСПОЛАГАЮТ БЛОКИ ТАК, ЧТОБЫ ВНУТРИ СИНЕГО ОБРУЧА ОКАЗАЛИСЬ ВСЕ КРУГЛЫЕ БЛОКИ, А ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА- ВСЕ КРАСНЫЕ. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ ВЫЗЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ ПРОБЛЕМА, КУДА ПОЛОЖИТЬ КРАСНЫЕ И КРУГЛЫЕ БЛОКИ. ИХ МЕСТО В ОБЩЕЙ ЧАСТИ ДВУХ ОБРУЧЕЙ.

-КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ ВНУТРИ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ?

-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА?

-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО?

-ВНЕ ОБОИХ ОБРУЧЕЙ?

СЛЕДУЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО БЛОКИ НАДО НАЗВАТЬ ЗДЕСЬ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ СВОЙСТВ- ФОРМЫ И ЦВЕТА.

ИГРА С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ.

В ИГРЕ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ МОДЕЛИРУЕТСЯ РАЗБИЕНИЕ МНОЖЕСТВ НА ВОСЕМЬ КЛАССОВ( ПОПАРНО НЕПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ ПОДМНОЖЕСТВ) С ПОМОЩЬЮ ТРЕХ СВОЙСТВ(БЫТЬ КРАСНЫМ, БЫТЬ КВАДРАТНЫМ, БЫТЬ БОЛЬШИМ)

В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ РЕШАЕТСЯ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ, ЧЕМ В ИГРЕ С ДВУМЯ ОБРУЧАМИ, ЗАДАЧА КЛАССИФИКАЦИИ БЛОКОВ ПО ТРЕМ СВОЙСТВАМ.

КЛАДУ НА ПОЛ ТРИ РАЗНОЦВЕТНЫХ (КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ) ОБРУЧА ТАК, ЧТОБЫ ОБРАЗОВАЛОСЬ 8 ОБЛАСТЕЙ.

ПОСЛЕ ТОГО КАК ЭТИ ОБЛАСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ НАЗВАНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРУЧАМ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗЛОЖИТЬ БЛОКИ, НАПРИМЕР, ТАК, ЧТОБЫ ВНУТРИ КРАСНОГО ОБРУЧА ОКАЗАЛИСЬ ВСЕ КРАСНЫЕ БЛОКИ, ВНУТРИ СИНЕГО- ВСЕ КВАДРАТНЫЕ, А ВНУТРИ ЖЕЛТОГО- ВСЕ БОЛЬШИЕ.

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ НА ВОСЕМЬ( СТАНДАРТНЫХ ДЛЯ ЛЮБОГО ВАРИАНТА ИГРЫ С ТРЕМЯ ОБРУЧАМИ) ВОПРОСОВ.

КАКИЕ БЛОКИ ЛЕЖАТ:

-ВНУТРИ ВСЕХ ТРЕХ ОБРУЧЕЙ;

-ВНУТРИ КРАСНОГО И СИНЕГО, НО ВНЕ ЖЕЛТОГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ СИНЕГО И ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ КРАСНОГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ КРАСНОГО И ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ СИНЕГО;

-ВНУТРИ КРАСНОГО, НО ВНЕ СИНЕГО И ВНЕ ЖЕЛТОГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ СИНЕГО, НО ВНЕ ЖЕЛТОГО И КРАСНОГО ОБРУЧА;

-ВНУТРИ ЖЕЛТОГО, НО ВНЕ КРАСНОГО И ВНЕ СИНЕГО ОБРУЧА;

-ВНЕ ВСЕХ ТРЕХ ОБРУЧЕЙ.

Литература:

1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников( Под редакцией А.А.Столяра.М, «Просвещение»,1988)

2.М.Фидлер .Математика уже в детском саду. М.«Просвещение»,1981.

3. «Логика и математика для дошкольников». Метод.издание Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая.( Библиотека программы «детство»). «Санк-Петербург». «Акцидент»2000.

       Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков»(5-8 лет)

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677