Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методическая статья «Организация игрового аппарата и работа над техникой»
19 минут 5340 1531

Методическая статья «Организация игрового аппарата и работа над техникой»

PLUGINA foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Плугину Ларису Степановну, преподавателя по классу фортепиано МБОУ ДОД Детской школы искусств г. Поронайска Сахалинской области. Сегодня Лариса Степановна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую статью «Организация игрового аппарата и работа над техникой». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ларисы Степановны:

«Цель всей работы заключается в следующем: помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения. Основные требования – это цельность, единство всего аппарата от корпуса до кончика пальца при скупости внешних форм движений и нерасслабленности мышечного тонуса».

Полезного чтения…


Методическая статья «Организация игрового аппарата и работа над техникой»

Ни одна школа техники не имеет готовых формул и окончательных решений. По мнению А.Шмидт-Шкловской техника пианиста не должна быть механической, она должна быть музыкально осмысленной. При многочасовом выколачивании пальцы быстро привыкают к определенным стереотипным последовательностям, внимание притупляется, обедняются слуховые представления. При такой работе «словарь» пианистических приёмов крайне ограничен. Техническая работа должна быть обязательно обеспечена активным участием слуха. Материалом для такой подготовки могут служить гаммы, арпеджио, этюды.

Главным заданием ученика является – не «повторить движение», а «найти звук» (А.Шмидт-Шкловской). Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. Таким образом «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находится и внешняя форма движения. Объясняя ощущения необходимо дать настройку не только с помощью образного сравнения, но и использовать следующий метод: ученик прикладывает ладони к руке педагога, степень напряжения которой чувствуется осязанием.

Цель всей работы заключается в следующем: помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения.

Основные требования – это цельность, единство всего аппарата от корпуса до кончика пальца при скупости внешних форм движений и нерасслабленности мышечного тонуса.

Удобство и свобода! А.Шмидт-Шкловской предлагает ряд установок:

- принцип поддержки руки корпусом (мышцами спины при прогнутой пояснице) и снизу – мышцами плечевой кости. Эта поддержка предохраняет руки от утомления;

- принцип работы «свобода» не в «косточки», как это обычно принято, а в середину ладони. Такой способ опоры обеспечивает более свободную и естественную работу пальцев;

- принцип «проводимости звука», согласно которому звук как бы протекает по всей руке («выдыхается из неё»). Благодаря этому произнести музыку становится естественным и свободным (половинными, четвертями и восьмыми, объединяя движения по одному, два, четыре звука);

- особо важное значение придаётся правильному принципу растяжения: не «растяжение пальцев, а раздвижение, расширение ладони»;

- сфера применения кистевых движений несколько ограничена: кисть лишь дополняет движения предплечья и всей руки и служит смягчающей «рессорой».

А.Шмидт-Шкловской утверждает, что «основная причина пианистического отставания и зажатости игрового аппарата – это нерациональные приёмы игры». Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика. Самое главное в работе над техникой не устанавливать строго определенное положение рук и движений, пусть даже и рациональных. Ученик должен основываясь на рекомендациях находить свои приёмы исполнения. Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть так же невозможно, как и выполнять какое-либо действие. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым – состоянием спокойной уверенности и радости.

Немного об организационных движениях пианиста и прописных истинах.

Прикасаться к клавише необходимо не ногтем, а мягкой подушечкой пальца – или частью её, в зависимости от того, какой звук мы хотим получить. При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика (пластика, круглые подушечки, прогнутая фаланга), а также конкретные особенности звучания и фактуры музыкального произведения (кантилена, большие аккорды – несколько пологим пальцем, быстрые пассажи на белых клавишах, наоборот, лучше играть подобранными, закругленными пальцами). Наиболее естественны движения «целых» пальцев, работающих «из ладони» - таким же образом как мы берем предметы. В этих движениях активно участвуют межкостные ладонные мышцы и весь палец работает как «длинный рычаг» (растяжка). Для этого необходимо удобно расположить кисть с опорой не в так называемые косточки, а в середину ладони, широкой с пологим пружинящим сводом. Упругий свод ладони способен выдержать любую нагрузку и не зажимать наружную часть ладони. Широкое положение ладони является условием независимости пальцев, позволяет добиться певучего сочного звучания.

Особая роль у 1-ого пальца. Наиболее естественное положение 1 п. – слегка в стороне от ладони, но так чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами. Ладонь у основания 1-ого пальца широкая, раскрытая. Мышцы мягкие, не напряженные. Й.Гофман рекомендовал 1-й палец держать под рукой при постановке нон легато – это станет привычкой (второй натурой).

5-ый палец так же имеет в ладони специальную группу мышц (колышек, положение высоты кисти зависит от 5-ого пальца). Сильные мышцы 5 и 1 пальцев дают им возможность сближаться и раздвигаться при игре арпеджио и октав, аккордов, так называемая «поза сокол». При повороте кисти, при смене позиций 1 и 5 пальцы удобно держать почти параллельно.

Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки, с помощью которых производится смена позиций на клавиатуре. Практика показывает, что наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе: так называемая «игра всей рукой от плеча» (как мы шьём, гладим движения локтя). Единая физическая связь от корпуса до кончика пальца. При этом лучше, если рука будет слегка отставлена от корпуса, - так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух.

Движения частей руки не должны быть изолированы. Движения кисти, главным образом, дополняют движения предплечья и плеча. Практически рука работает не от плеча, а от корпуса, потому что аппарат держится на позвоночнике.

Главное – это положение корпуса. Сгорбленная осанка сильно затрудняет работу игрового аппарата. Главное ощущение правильности осанки – это ощущение стержня проходящего вдоль спины, прогнутости торса. При этом лопатки прилегают к спине, грудь открытая широкая, плечи опущены. Поддержка мышц спины – одно из главных условий не утомляемости аппарата. Помогает сохранять осанку хорошая опора на ноги (нельзя ставить подставки, ноги под педаль, в старших классах опора на левую ногу). При правильной посадке следует грамотно и рационально использовать движения. Отсутствие зажатий фиксаций и спазмов, т.е. состояние полной свободы, дает так называемую проводимость звука (пальцы ощущаются продолжением струн, ладонь продолжением пальцев и т.д.)

Гамму необходимо подготавливать упражнениями (формуле Шопена). Цель этих упражнений добиться плавного непрерывного исполнения гамм без толчков. Основная причина толчков, неровности игры гамм – малая подвижность и напряженность первого пальца. Необходимо развивать ловкое и незаметное подкладывание 1 пальца не меняя уровня кисти, без поворота руки. При смене позиции кисть переносится через 1 палец и свободно ложится (располагается) на клавишах на следующую позицию. В 1 пальце мы должны воспитывать мягкость и подвижность сустава, держать 1 палец под ладонью (привычка – вторая натура). Важно, чтобы 1 палец не «уходил» с клавиатуры.

Пальцы у нас все разные. Выравнить пальцы можно только слухом. Руки надо умело располагать на пальцы, рассчитывая этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно разговаривать.

В.Листова рассказывала своим ученикам, что 1 палец это земледелец, он удалён от городских жителей способен к тяжелой, подчас грубой работе. Однако он должен вести себя, как подобает в обществе, должен стать обходительным и деликатным. Необходимо научиться ставить его на кончик, слегка приподняв первый сустав над клавиатурой. Наряду с тяжелым состоянием, он должен знать ощущение легкости и подвижности;

2 палец рабочий, он умелый и сильный;

3 палец занимает высшее положение в руке, он выполняет организационные функции;

4 палец не столь свободен и самостоятелен, на трудовую повинность отзывается неохотно. Но имея хорошую подушечку он является самым ценным для проведения кантилены. Это певец руки, представитель искусства;

5 палец олицетворение детства баловень руки, её забота.

Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Ровность и полнота звучания достигается при постоянном ощущении опоры, звук должен быть опёртый. Пианистическая чистота и ровность обеспечивается не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш, этому способствует счет. Гамма с самого начала должна быть ритмической, организованной. Работа в быстрых темпах требует иные методы. Полезна методика, использующая ритмические варианты. Игра разными ритмами должна происходить при точном метре. Остановки дают возможность оглядеться, психологически приготовиться «к броску».

Несколько упражнений на 1-й палец:

- играть всю гамму 1-2, 1-3, 1-4, выполнять упражнение без толчков, не поднимать кисть, играть в черных клавишах;

- играть легато гаммовые отрезки. Легато на одном движении. Перенос выполнять без взмаха кисти, вертикальный звук снять – горизонтальный в ладонь (1-2-3; 1-2-3-4; 5). Учить в разных темпах. В быстром темпе «взять в руку» все звуки (схватывая в кулак последнюю ноту как бы выдыхая). Упражнение подготавливает усвоение аппликатуры (3+4) и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции. Играть правой и левой рукой. Левая рука играет вниз;

- упражнение с задержанными звуками. Развивает независимость (упражнение хорошо помогает при «отклеивании» пальцев, когда пальцы оставляют клавиатуру) и силу пальцев, укрепляет ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, свободно открывать и «захлопывать» пальцы, берущие восьмушки (но без шлепка и без нажима);

- плавное подкладывание 1 пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы. Играть ровным звуком. Во всех этих упражнениях нужно стремиться к ровному по звучанию и экономному по движению исполнению. Чем больше темп, тем мельче движение, тем ближе друг к другу кончики пальцев. Упражнение можно не спрашивать на каждом занятии, но ученик должен тренироваться ежедневно. Это развивает исполнительность учащегося.

Арпеджио

В коротких арпеджио важное значение имеет работа 1 пальца, который направляет движение, «обнимает» октаву и как бы «забирает» её ко 2 пальцу. В медленном темпе кисть и вся рука слегка поворачивается к пятому пальцу (кисть как бы перемещается за пальцами).

Аппликатура располагается следующим образом:

- в мажоре правая рука 3-4-4, левая рука 3-4-3;

- в миноре правая рука 3-4-3, левая рука 4-4-3;

- исключение до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор.

Ломаное арпеджио играть на боковом движении (аппликатура решается как и в короткой). 1 палец забирают ко 2 пальцу. Рука слегка поворачивается к 5 пальцу.

В качестве упражнения можно поучить арпеджио на задержанных звуках. На восьмушках «открывать» все пальцы одновременно и «захлопывать» на боковом движении всей руки. Первый палец спокойный. Упражнение развивает ладонные мышцы и помогает ощутить интервал выпуклым.

Длинные арпеджио

Арпеджио хорошо играть «забирая в руку» все звуки, предварительно «открыв» ладонь и пальцы. 1палец подготавливать вовремя и незаметно. Кисть ведется на одном уровне и не поднимается перед подкладыванием. Запястье широкое и свободное.

Длинные арпеджио требуют быстроты движения плечевой части руки, локоть не должен касаться тела в быстром движении.

Упражнения на длинные арпеджио необходимо давать с 1 класса.

Аккорды

Аккорды нужно брать сверху. После взятия надо снять волевое давление пальцев и руки на клавиатуру. Надо суметь покинуть клавиатуру освобожденной рукой. «Поймать» ощущения в приемах игры – работа очень трудная, но зато она дает нужный результат. Движения должны быть логичны, удобны, разумны и скупы. Аккорд следует взять пальцами (как все, что мы берем в руку), не напрягая при этом тыльной стороны кисти, с упругой опорой, «рессорящим» движением запястья. Следует добиваться контроля за каждым звуком.

В качестве упражнения можно поучить аккорды с обращениями, с задержкой звука с целью почувствовать упругость свода и всей руки. Запястье сохранить спокойным, широким и податливым.

При исполнении четырехзвучных аккордов – требуется работа всего игрового аппарата. Необходимо дать упражнение на растяжку ладони в зависимости от недостатка.

Итак, в работе над гаммой важна пальцевая независимость, гибкость кистевых движений (организация игрового движения) и свобода игрового аппарата. В младших классах следует акцентрировать внимание на навык беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью исполнения. Чрезмерная нарочитая собранность, по сути, уже скованность, нарушает свободу и пластичность движений. В то время как движение руки и локтя обобщает мелкие и быстрые движения пальцев: оно как бы обрисовывает контуры пассажа или фигурации и, вместо скованности, создается гибкая пластика движения, следующая за направлением и выразительностью музыкального образа. «Гаммы – это упражнения для произведения» (Н.Перельман).

Чем менее податлив ученик к усвоению технических навыков, тем полнее в группах подбираемых произведений, должны быть предоставлены схожие фигуры техники, позволяющие прочно закрепить формирующиеся технические навыки. Некоторые причины технических недостатков.

Несколько слов о причинах технических недостатков.

Приобретение техники движений всегда связано с развитием, как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. В работе над пластической техникой требуются такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний. Ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности, скованности, неровности. Недостаточно яркое ощущение характера музыки, переживаний бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической окрашенности, метричности, «корявости».

Еще больше примеров, когда неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при смене фигураций, позиций, регистров. Поэтому необходимо чтобы на поверхности оставалось крупное движение всей руки (как смычка).

Крупное объединяющее движение руки подобно попутному ветру, который подгоняет парусную лодку. Действие этого ветра весьма коварно. Его сила должна быть соразмерна с устойчивостью «лодки». Другими словами при недостаточной опоре пальцев движения руки может сдуть все звуки, а чрезмерное погружение пальцев будет препятствовать свободному движению руки (она будет натыкаться на каждый палец).

«Чтобы играть быстро, надо думать быстро» (Й.Гофман). Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развитие исполнения в этом случае раздроблено на мелкие элементы. Такие причины как двигательная вялость, неточность попадания, несобранность, как правило, объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами.

Один из главных недостатков в техническом развитии пианиста – это зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Например, достижение пальцевой четкости и беглости вне фразировки, дыхания, гибкости, пластичности. В этих случаях инструктивный материал звучит хорошо, а при исполнении художественных произведений появляется неловкость, угловатость и корявость. В данном случае следует руке перемещаться вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести или точки опоры внутри руки. Тогда возникает совпадение двух сил в одной точке (как бильярдный шар, который катится по ровной поверхности).

Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен выполнить необходимую музыкальную задачу, то есть полное подчинение двигательной системы музыкальной воле исполнителя.

Исходя из вышесказанного благоприятными считаются следующие технические условия:

- гибкость и пластичность аппарата;

- связь и взаимодействие всех его участников при ведущих живых и активных пальцах;

- целесообразность и экономия движения;

- управляемость техническим процессом;

- звуковой результат, как необходимый итог.

Необходимо с первых шагов обучения добиваться неразрывной связи музыкально-звуковых представлений с игровым приемом. Звуковой результат – самый надежный компас.

Техническому развитию поддаются только музыкальные дети.

Техника пианиста должна быть не механической, а музыкально-осмысленной. «Стремление к выразительному и совершенному в пианистическом отношении к исполнению всегда остается главной пружиной технического продвижения» Е.Либерман.

Список используемой литературы:

Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой»

Й.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре»

Н.Перельман «В классе рояля»

Н.Корыхалова «Играем гаммы»

А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

В.Листова «Об индивидуальных особенностях пальцев»

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677