Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Кеняйкина Ольга Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Леонидовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о театрализованной деятельности в практике работы ДОУ как факторе социализации младших дошкольников. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Леонидовны:
«Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность».
Увлекательного чтения…
Театрализованная деятельность в практике работы ДОУ как фактор социализации младших дошкольников.
Посмотреть статью в полной версии.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
В дошкольной педагогике проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др. Т.С. Комарова, например, рассматривает интеграцию как форму взаимосвязи, глубокого взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Она подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.
Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, эмоциональной сферы и чувств. Основой его полноценного всестороннего развития является эмоциональная насыщенность всех аспектов его жизнедеятельности. Эмоции у дошкольников – главные регуляторы его деятельности. Интеллект ребенка еще слаб, он не готов обсуждать, он может только играть, играть с тем, что происходит у него внутри, на уровне эмоций и чувств.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания,— как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность по своей природе синтетична, т.к. в неё восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и т.д.). Значит, театрализованная деятельность интегративна, причём активность и творчество проявляются в трёх аспектах ( рисунок 1)
Развитие театрализованной деятельности – есть результат длительного процесса развития ребёнка, а также целенаправленного воздействия воспитателя на формирование и развитие позиции ребёнка. Основными формами организации театрализованной деятельности являются: театрализованное занятие, посещение театра, спектакли, самостоятельные постановки, праздники, музыкальные занятия, игры.
Театрализованная деятельность формируется при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной
и творческой деятельности дошкольника.
Развитие театрализованной деятельности будет выше, если её организация основана на коллективном интегрированном подходе всех специалистов общеобразовательного дошкольного учреждения и учёте игровых позиций детей.
Театрализованно - игровая деятельность детей в ДОУ рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом
опыте ребенка, так достигается сочетание косвенного руководства
ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения
и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста особенно важны следующие дидактические принципы:
Принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия о самой деятельности.
Принцип креативности (максимальное ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Принцип целостного представления о мире (тесно связан с принципом научности в традиционном подходе. Суть этого принципа состоит в том, чтобы, имея знание, использовать его).
Принцип вариативности предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи».
Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом.
Организация театрализованной деятельности в дошкольном учреждении ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать
Создание благоприятных условий для полноценного развития личности ребёнка в театрализованной деятельности происходит через ( рисунок 2)
Мы давно используем в своей практической работе такие методы и техники, которые помогают развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей:
- психогимнастические упражнения и этюды,
- нравственные беседы и игры-драматизации;
- музыкально-двигательные и логоритмические занятия;
- театрализованные мифы и сочинение сказок и др.
Все они помогают решению проблем в социально-личностном, эмоциональном развитии; снимают неадекватные поведенческие проявления, формируют основы нравственных ценностей.
Разумная организация театрализованной деятельности детей будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Основными формами организации театрализованной деятельности являются: театрализованное занятие, посещение театра, спектакли, самостоятельные постановки, праздники, музыкальные занятия, игры.
Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте, ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения» Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Совместная театрализованная деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса будет способствовать развитию у наших малышей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.п.),
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Все общение, формальное и неформальное, должно осуществляться в рамках диалога и взаимоуважения через которое происходит развитие компетентности всех участников воспитательно -образовательного процесса.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
В.Шекспир
Список литературы
1.Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24-32.
2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
3.Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого развития ребёнка / И.Е. Емельянова // начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.
4.Закон об образовании (от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
5.Караманенко, Т. Н., Караманенко, Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.:Просвещение, 1982 – 191с
6. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11. – С. 6-14.
7.Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности детском саду/ Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
8. О.А.Скоролупова, Н.В.Федина. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные требования. Комментарии.
9.Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания.
10.Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.
11.Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников / Э. Г.Мигунова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://my-shop.ru/_files/product/pdf/89/886686.pdf
12.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.