Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитание в семье – фундамент в жизни ребёнка
9 минут 3106 1016

Воспитание в семье – фундамент в жизни ребёнка

BISTRICKAYA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Быстрицкой Оксаной Дмитриевной, воспитателем первой квалификационной категории МБОУ Начальная школа - детский сад № 37 (дошкольное отделение) г. Сургута Тюменской области. Сегодня Оксана Дмитриевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере семейного воспитания. Данный материал рассчитан для родителей, которые хотят воспитать своих детей так, чтобы они выросли полноценными людьми, а также для воспитателей в виде консультаций для родителей.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Дмитриевны:

«Работая в последнее время с детьми, все чаще стала замечать ошибки родителей в воспитании детей. Они не могут найти ту золотую середину, которая бы помогала развиваться ребенку гармонично: одновременно обогащать их знания, духовный мир и физическое развитие. Но нельзя сказать, что эти ошибки связанны с отсутствием любви к детям, просто эта любовь не всегда разумная. Проанализировав имеющийся теоретический материал, хочется дать родителям некоторую информацию о воспитании детей. Каждый может увидеть в ней свои пробелы в воспитании и вовремя их исправить, ведь чем раньше начать корректировку в воспитании, тем лучше в первую очередь самому ребенку».

Полезного чтения…


Воспитание в семье – фундамент в жизни ребёнка.

Посмотреть презентацию к статье

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, отражаются все происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные. В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет будущий гражданин. Поэтому в результатах семейного воспитания заинтересованы обе стороны.

В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами

семьи своих прав.

В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

2. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая».

В. Г. Белинский

Родительская любовь.

Вряд ли чувство родительской любви подвластно анализу: любить своих детей безгранично, больше собственной жизни - это совершенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную.

Для разумной любви характерно стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Для жертвенной любви характерны стремление во всем потакать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка - лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

Эгоистичная любовь - это любовь к «удобным» детям: послушным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность.

Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникновению невроза, к отклонениям в развитии детской личности.

Полезные советы.

Для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

* Принимать активное участие в жизни семьи;

* Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

* Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка
  •  Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Не зря говорят, что воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Воспитание детей в семье, является одним из важнейших задач для родителей, и оставлять это без внимания, непростительно.

Пословицы и поговорки о воспитании детей в семье

Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (груз.).

Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (тат.).

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищенствуют (япон.).

Кого любят, того и наказывают.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).

Лучше плакать в детстве, чем в старости.

Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам (афр.).

К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал).

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П. Буаст).

Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притуп­ляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу).

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин).

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Ф. Искандер).

У человека в гневе открывается рот, и закрываются глаза (Катон).

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать и

а, прежде всего, самому жить по-человечески.

Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя

(А.Н. Острогорский).

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608