Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование гендерной идентичности в игровой деятельности
7 минут 6112 1824

Формирование гендерной идентичности в игровой деятельности

KOZUHOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Кожухову Ольгу Николаевну, старшего воспитателя СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Ольга Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию гендерной идентичности в игровой деятельности. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Моя статья содержит в себе информацию о формировании гендерной принадлежности через различные виды игр».

Интересного чтения…


Формирование гендерной идентичности в игровой деятельности

Игра занимает важное, если не сказать, централь­ное место в жизни дошкольника, являясь преобразую­щим видом его самостоятельной деятельности.

В игре происходит: развитие ребенка, развиваются его действия в представлении, происходит ориентация в отношениях между людьми, ребенок приобретает навыки кооперации.
Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происхо­дит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями иг­рушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).

В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

В ролевой игре ребёнок усваивает свою психосексуальную роль. Ребёнок,   не   сформировавший   адекватные   полоролевые   стереотипы поведения, неизбежно столкнётся с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Поэтому так важны игры в "войну" и в "дочки-матери".

Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах
деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению
домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества.
Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к
изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить
навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических
способностей,   поощряют   независимое,   соревновательное и лидерское поведение.
         Проблема не только в том, что в процессе игры с гендерно-соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, но еще и в том, как это влияет на навыки, которые приобретают девочки и мальчики. Например, такие игрушки, как кубики и пазлы, которым традиционно отдают предпочтение мальчики, хорошо развивают визуально-пространственные навыки ребенка.

         По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Целый ряд исследований показали, что детские предпочтения в области
игрушек начинают формироваться взрослыми. Родители обычно более
позитивно реагируют, когда их дети, особенно мальчики, играют в игрушки,
соответствующие их полу. Даже в дошкольный период дети, которые не
играют в игрушки,   ориентированные на   их   пол,   чаще подвергаются
игнорированию или критике со стороны других детей.

Большое значение для развития гендерной идентичности имеют игрушки-самоделки, изготовленные во время совместной деятельности с детьми. Мальчики отдают предпочтения изготовлению таких игрушек-самоделок, как: сотовый телефон (используется в играх: «Семья», «Магазин», «Такси», «Больница»), компьютер («Школа», «Детский сад», «ГАИ», «Автосалон» и др.), фотоаппарат («Телевидение», «Семья», «Фотоцентр»), автобус («Такси», «Пожарные», «Скорая помощь») и др.

Предпочтения девочек: пылесос, холодильник, стиральная машина (в играх «Семья», «Служба быта», «Магазин») и др.

Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

 · Сюжетно – ролевая игра «Семья»

 · Беседы с использованием иллюстраций , художественной литературы

 · Проблемные ситуации с этическим содержанием

 · Изготовление подарков для мам, пап , сверстников

 · Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Литература:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009
  2. Боковикова А.М., Старовойтова В.В. Гендерные особенности. – СПб: Университетская книга, 2001г
  3. Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – авт.сост. Нохрина В.Н. Екатеринбург, 2003г.
  4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- М. : ТЦ Сфера, 2006.-96с.
  5. И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. Играют мальчики: гендерный подход в образовании. Издательский дом «Цветной мир». – Москва, 2013.
  6. И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. Играют девочки: гендерный подход в образовании. Издательский дом «Цветной мир». – Москва, 2013.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2555 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6666 677