Дорогие друзья, мы рады представить вам Гайдар Светлану Ивановну, воспитателя ГБОУ ДС № 1091 г. Москвы. Сегодня Светлана Ивановна с радостью предлагает вашему вниманию статью о культуре речи дошкольников. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Культура речи - это умение правильно говорить, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого обращения и цели высказывания. Пользоваться всеми языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами».
Полезного чтения…
Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого обращения и цели высказывания. Использоваться всеми языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети овладевают ей в процессе обращения с окружающими их людьми. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь можно решать следующие задачи :
1.Воспитывать речевой слух детей, развивая его компоненты: слуховое внимание, фонетический слух
2.Развивать артикуляционный аппарат.
3.Воспитывать умение точно регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
4.Формировать правильное произношение всех звуков родного языка, вырабатывать хорошую дикцию.
5.воспитывать умение точно выражать свои мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма и тембра.
Для формирования звукопроизношения применяю на занятиях следующие приемы:
1.Сочетание хорового повторения с индивидуальным/3-4 ответа/ “У-у-у”- сигналит паровоз. Как он сигналит?/хоровой ответ/. Послушаем, дети, как сигналит паровоз Сашин/ответ/,Наташин/ответ/.
2.Используя дидактические игры типа “Оживление игрушки”. Например, дети изображают ежат. “Ежик, хочешь молока?”- обращаюсь к ребенку. “Ф-ф-ф”- отвечает ежик и лакает молоко из блюда.
3.Интересный вид работы можно выполнять с “волшебным кубиком”.На его гранях наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок, самолет и т.д.
“Вертись, кружись, на бочек ложись”,- просят дети, и я переворачиваю кубик с грани на грань. Например выпадает самолет. Дети все вместе выполняют “песенку” самолета : “В-в-в”, комара : “З-з-з”
Для закрепления звука в словах и фразовой речи применяем такие приемы обучения:
1.Игры-инсценировки провожу, используя фланеграф. На нем черное поле и воробей. “Крокодил проглотил солнце и стало темным-темно”-, рассказываю я.
“Плачет серый воробей,
Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно…”
Повторяя две последние строчки, предлагаю детям договаривать слова : “Обидно, не видно”, “выглянуло солнышко,- воробей зачирикал : “чив-чив”, услышали его песню остальные воробьи, прилетели \прикрепляю картинки\. Сначала закричал один \показываю на ребенка\ тот повторяет “чив-чив”, потом другой, третий, затем закричали все сразу. И вдруг притихли. Это они кошку заметили и испугались”. Так закрепляю произношение гласной “и”.
2. В некоторых случаях на занятиях читаю детям небольшое новое программное произведение. Например для закрепления звука “с”, использую народную песенку “Гуси, вы, гуси”.
3.Использую дидактические упражнения типа “Узнай и назови”. Заранее на столах раскладываю картинки \изображениями вниз\. Дети берут их со стола и называют изображенный предмет, его цвет.
4. При повторении чистоговорок обучающий эффект звукопроизношению очевиден. Чистоговорок существует очень много, важно лишь правильно выбрать нужную. Например для закрепления звука “з” выбрала такую чистоговорку:
“За-за-за – вот идет коза,
Зы-зы-зы- борода у козы
Зу-зу-зу- я люблю свою козу”.
5.Предлагаю детям узнать предмет по описанию. В названных словах есть отработанных на занятиях звук. “Глазище, усище, хвостище, когтище, а моется всех чище” \кошка\.
Как правило, все эти этапы работы над звуком осуществляются на одном занятии. Прилагаю конспект занятия.
Занятия, на которых дети знакомятся с новым звуком, строю так:
1.Рассказ о звуке. Знакомлю детей со звуком \произношу его\, связываю звук с контрастным образом \ “з”- песня комара, “ж”- жука. Это побуждает детей к произношению звука по подражанию.
2.Показываю и объясняю артикуляцию звука: упражняю детей в его произношении с использованием “Сказки веселого язычка”.
3.Многократное произношение изолированного звука. Параллельно отрабатываю речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
4.Проговаривание слогов, в которые входит отрабатываемый звук, произношение шуток-чистоговорок.
5.Упражнение и произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи. Использую дидактические игры, игры-инсценировки, нчинаю занития со сказки Веселого язычка. “У нас во рту, говорю, живет “Веселый язычок”. Вот домик язычка. Домик открывает, закрывается”. Я медленно смыкаю и размыкаю губы. Они в положении улыбки. “Язычок то выглядывает из домика, то прячется в него. Вот так \показываю\. Язычок очень любит петь песни. Однажды язычок пел: и-и-и. Когда он запел эту песенку, то сразу стал широкими тонким. Посмотрите и послушайте: и-и-и. Хотите петь эту песенку со мной? А не помнит ли кто-нибудь, чья это песенка? Правильно, “и-и-и”- песня жеребенка. Давайте не громко споем ее вместе.
“C-c-cполилась вода из крана.”- Язычок, выучи мою песенку.-“Хорошо”,-согласился язычок и запел “с-с-с”… и т.д.
Показ и объяснение артикуляции звука обязательны: при произношении отрабатываемого звука фиксирую внимание детей на положении губ, зубов, языка. Например, отрабатывая с детьми произношение звука “ш”, говорю: “Чтобы правильно произнести этот звук, нужно губы слегка вытянуть вперед кружочком, зубы слегка сомкнуть \ чтобы между ними мог пройти ноготок\, язык поднять к верхним зубам. Но можно связать показ и объяснение артикуляции со сказкой “Веселого язычка”.
“Жил-был паровоз. Он пел ч-ч-ч. Услышал песню паровоза Язычок и стал ее учит. Он поднял “хвостик”, будто собирался запеть знакомую песню листьев, но вдруг сделал шаг назад, скажите как язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте Язычку отдохнуть. Теперь пусть язычок снова поднимет “хвостик”, сделает шаг назад, и сильно постучит “хвостиком” в потолок: ть-ть-ть. А теперь попробуйте постучать тише, выговаривая: ч-ч-ч. Вот и получилась песня паровоза.
Сказки и песенки Язычка делают занятия привлекательными, дети осваивают их с интересом.
В конце 2-го и 3-ем квартале на занятиях вводятся шутки, чистоговорки:
Чи-чи-чи прилетели грачи,
Ра-ра-ра- высокая гора,
Чу-чу-чу- стоять не хочу, стоять не хочу,
Ре-ре-ре- стоит дом на горе,
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Предложив чистоговорку, произношу ее вместе с детьми. Далее первую часть предлагаю произнести ребенку, только овладевшему произношением звука, а вторую часть-ребенка, имеющему чистое произношение данного звука. Часто занятие заканчиваю игрой- инсценировкой с использованием картинок или игрушек. Например: “Жила-была Мышка. Кто жил –был? И не просто Мышка, а мышка- нарушка, серенькое брюшко. Как ее звали? У мышки был мышонок. Кто был? Мышонок любил шуршать. Однажды мышки не было дома, и мышонок бегал по листьям. И шуршал, шуршал. Что он делал? Сначала тихо. Вот так : ш-ш-ш. Как? Потом громче”. “Что же за шорох?”- удивилась кошка Мурлышка, подождала и ушла. Вот хорошо-то! Тут и мышка вернулась. Кто вернулся? Вернулась и мышонка приласкала, приголубила: “Мой шустренький, мой ушастенький” \повторяют все вместе\.
Произношение звуков в словах закрепляю через дидактические игры. Любимая детьми игра “Угадай и покажи”. Я уже знаю каких животных и птиц умеют и любят изображать дети: хитрую лису, зайца, лягушку, цыпленка, утенка и т.д. Предлагаю: “Я буду называть разных животных. Тот кто угадает, какой знакомый звук отчетливо слышится в названии, получит право изобразить данного зверя или птицу”.
Работу по звуковой культуре речи мы ограничиваем лишь специальными занятиями. При планировании занятий по ознакомлению с окружающим, счету, игр забав, драматизации, физкультминуток, предусматриваем решение той или иной задачи по воспитанию звуковой культуры речи. Так, послушав сказку В.Сутеева “Кто сказал Мяу”, дети учатся выразительно пересказывать отрывок из нее- диалог щенка и кошки. А во время физкультминутки изображают пчелу, которая летела за щенком и жужжала “Ужалю”.
Вне занятий используются дидактические игры для развития слухового внимания, речевого слуха \ “Кто позвал”, “Угадай на чем играют?”, “Угадай, что я сказал” и т.д.\ моторики артикуляционного аппарата\ “Кто как кричит”, “Гуси”, “Поезд” и др. подвижные игры с слуховыми элементами звукоподражния\.
Произносительной стороне речи мы уделяем внимание на всех занятиях по родному языку. Обучая детей пересказу, разучивая с детьми стихотворения, обращаю внимание на слитную плавную речь ребенка, которая достигается с помощью интонационных средств: повышение и понижение голоса во фразе, изменение темпа речи. Так, при пересказе сказки “Ох, тяжело!”- “Почему тебе, яблоня, тяжело?”-“На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся. Я еле держу!”. Дети должны передать в речи вопросительную интонацию и грусть Яблони от тяжести яблок.
Работу над всеми звуками в старшей группе начинаю с уточнения правильного произношения данного звука. Затем закрепляем произношение данного звука в словах. И на 3-ем этапе закрепляю произношение звука во фразово речи. Так со звуком “ш” провожу следующую работу:
На первом этапе я уточняю, как произносят звук “ш” все дети, что бы узнать как и кому помочь на занятии. Сначала вспоминаю с детьми, как они ходили в лес летом и видели там высокие деревья. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш-ш-ш. Предлагаю детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь как деревья., когда на них дует ветерок “ш-ш-ш-ш”.
При упражнении детей в правильном произношении звука “ш” в словах, провожу игру “Угадай, что в руке”. Расставляю на столе предметы, дети рассматривают их и называют. Убрав предметы я вызываю по очереди детей к столу. Сзади ребенку даю в руки один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (мишка, шишка, карандаш и т.д.)
После окончания игры , я предлагаю детям внимательно посмотреть вокруг себя и назвать предмет, в названии которого есть звук “ш”. После ответов детей, на стол ставлю мишку и предлагаю внимательно рассмотреть его. Какой мишка? (Большой, плюшевый). Что на Мишке одето? (штанишки, рубашка, шапочка). Потом предлагаю подобрать и назвать слова со звуком “ш”. Для упражнения детей в правильном произношении звука “ш” во фразовой речи мы используем шутки-чистоговорки, скороговорки. При их произношении обращаю внимание на правильность и четкость произношения закрепленных звуков. Сначала даю простые скороговорки, потом сложные. “Ша-мама моет малыша”
“Саша сушила шубу на солнышке”
“Орел на горе. Перо на орле”
“Хорошо пирожок, внутри творожок”
В работе с детьми по исправлению речевых недостатков применяю различные методы и приемы. Для развития артикуляционного аппарата использую игру “Чудесный мешочек”, “Кто успел”, “Кто как кричит”, упражнения с применением картинок, для гимнастики языка-счет.
После того, как дети усвоили упражнения артикуляционный гимнастики, когда язык стал послушным, а его мышцы окрепли, перехожу к постановке звука “ш”: предлагаю сложить язычок чашечкой во рту и в таком положении прижать его к боковым зубам, кончик языка свободный, не касается неба. Если подуть на кончик языка, получается звук “ш”.
Правильный звук закрепляю звукоподражанием \изобразите как шумит лест, как шипит сердитый гусь, как паровоз пускает пар\. После этого ввожу слова-шар, кошка, шуба, шапка, Маша \даю речевой образец\.
Когда дети усвоят произношение “ш” в слогах и словах, провожу игру- предлагаю назвать предмет, изображенный на кртинке: “Что это?”\кошка, шапка, шар и т.д.\ Затем разучиваю стихотворение с детьми или загадываю загадку: “Я рубашку сшила Мишке, сшила новые штанишки, надо к ним карман пришить и конфетку положить.” “Крошечный мальчишка с сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает.”
Аналогично провожу работу по усвоению звука “ж”. Для этого использую игры на звукоподражание жукам, пчелам, мухам, организую инсценировку на тему : “Жук упал и встать не может, ждет он-кто ему поможет”. \Кто-либо из детей ловит сачком “жуков”, а те летают и жужжат. На кого упадет сачок, тот ложится на спину, двигает руками- встать не может, жужжит\.
Когда дети усвоят звук “ж”, предлагаю им составить его с “ш”, а затем с “з”. Для этого провожу игру “Телефон”\по очереди передаются звуки “ш-ж”\. Ввожу пары слов\шар-жар, шиле-жиле\, предложения, насыщенные данными звуками. Затем дети заучивают в играх короткие скороговорки: “Жутко жуку жить на суку”, “Шапка да шубка- вот и весь Мишутка”, “Пыхает, как пышка, пухлый Мишка”.
Некоторые дети искажают или вообще не произносят звук “р”. Занимаясь с такими детьми, прежде всего уделяю внимание подготовке их речевого аппарата, стараюсь, чтобы они придали своему языку гибкость, передвижность, научились быстро и упруго приподнимать кончик языка к передней части твердого неба, правильно направляли выдыхаемую струю воздуха на кончик поднятого языка.
В свободное время, на прогулках проводила различные игры.
Игра “Ворона”. Часть детей, хотя бы в некоторой степени владеющие звуком “р”, становятся в кружок и говорят: “Возле елочки зеленой скачут, каркают вороны”. Остальные прыгают в кругу и каркают: “Кар-кар-р-р!”.
Первые: Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались,
Вторые: Кар-кар-карр.
Первые: Вот собаки прибегают,
И вороны улетают,
Вбегают несколько “собак” и с лаем гонятся за “воронами”, которые с карканьем разбегаются.
В своей работе использую стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, четверостишия-смешные, забавные по содержанию:
“Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать,
Прыгать серенький горазд:
Он подпрыгнул 300 раз”
“Мышонку шепчет мышь:
-Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мышее:
-Шуршать я буду тише.”
“Саше дали кашу,
А Клаше простоквашу”
“На лугу под горкой
Лежит сырок с красивой коркой,
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.”
На занятиях по родному языку, по рисованию, на музыкальных, на прогулках слежу за правильным звукопроизношением, за темпом речи. Слежу за тем, что бы дети говорили громко, внятно. Много работаем над выразительностью чтения. В свободное время предлагаю детям рассказать сказку, прочитать наизусть стихотворение, а сама прислушиваюсь к их произношению, силе голоса и тему, как они произносят звуки. Отмечаю недостатки речи некоторых ребят, обдумываю как их исправить.
При разучивании стихотворений добиваюсь, чтобы дети осознанно запоминали стихотворение, усваивали последовательность событий, могли коротко охарактеризовать персонажей, отметить яркие черты характера человека, повадки животного. Как правило, легко замечают, что лиса говорит ласково, хитро, заискивающе, а волк-грубо, зло. Они знают, что одну и туже фразу можно произнести с разными эмоциями: спокойно, печально, с досадой, радостно.
“Цыпленок с курицей
Пьет чай на улице.”
Такая большая разнообразная работа по звуковой культуре речи дает возможность каждому ребенку исправить все недостатки в звукопроизношении, т.к. всестороннее развитие детей, хорошая подготовка к школе- это задача каждого детского сада. Поэтому так вадно воспитать у них правильную у них чистую речь.
КОНСПЕКТ. Старшая группа.
Программное содержание: Познакомит детей со звуком, с песенкой ежа ф-ф-ф. Поупражнять их в четком произношении изолированного звука, звукоподражаний и слов. Способствовать развитию речевого дыхания. Воспитывать интонацию выразительной речи, упражнять детей в использовании существительных, имеющих в родительном падеже мне жественного числа окончания:-ей: мышей, ежей, сторожей и т.д.
Предварительная работа: Четкое выполнение движений и положений артикуляционного аппарата.
Наглядный материал: картинки, еж.
Ход занятия:
Показываю детям картинку ежа и говорю: “У ежа есть своя песенка:ф-ф-ф.” Давайте вместе повторим это.
Ежик, хочешь твою песенку споет Андрей? \упражнение повторяю 4-5 раз\. “У большого ежа длинная песня, вот такая: ф-ф-ф\2-3 чел.\ Давайте споем ее вместе”\повторяем 2 раза\.
- Провожу игру “Заводные ежи”. Завожу “несколько детей\4-5 игрушек\, они начинают петь песенку ежа”.
- Игра- инсценировка на фланеграфе. “На лесной опушке в маленькой избушке жили-были дед да баба. А в лесу, недалеко от домика жили 3 ежа. Звали их так: Фук, Фэк, Фок. Как их звали?
Ежи строжили лес, и топали по лесным тропинка и пели песенки. Вот одна из них: “Лучше нас, лесных ежей, нет на всеете сторожей”\ дети повторяют 2-3 раза\. Однажды в избушку, где жили дед да баба, пребрались мыши. Даже днем они разгуливались по дому и пищали. Решили старики: “Пригласим ежей, пусть прогонят мышей”. Что решили сделать дед и баба?
И вот идут ежи воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? За ним Фок. Кто за Фуком? А сзади Фэк. Кто сзади? Ежи идут друг за другом м поют песенку: “По тропинке мы идем- Фук, Фок, Фэк
К деду с бабушкой идем- Фук, Фок, Фэк
И тихонько поем- Фук, Фок.
Фэк.”(Повторить 3 раза)
Песенку повторяю несколько раз, а дети договаривают имена ежей. Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, также напевая: “По тропинке мы идем- Фук, Фок, Фэк,
Мы от бабушки идем – Фук, Фок, Фэк,
Громко песенку поем- Фук, Фок, Фэк”
Спрашиваю несколько детей песенку ежа и предлагаю еще раз спеть ее всем вместе : ф-ф-ф. ”
Анализ занятия.
КОНСПЕКТ. Старшая группа.
Программное содержание: Показать артикуляцию звука, добиваться правильного произношения звука “ж” в слогах, разных словах.
Предварительная работа: Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата, отработка длительного планового ротового выдоха.
Наглядный материал: Собака, еж, жук.
Ход занятия:
Воспитатель: Сидел язычок в домике. Слышит, кто-то поет песенку: “ж-ж-ж”. “Я не умею так петь,- огорчился Язычок.- Я знаю песню листьев, гуся, ветра. Но у меня другая песня, не такая звонкая. А эта новая песенка поется звонко-звонко”. – “Дети, спойте звонкую песню вместе со мной”,- обращаюсь я к детям. \Дети поют: ж-ж-ж\. Послушаем, получилась ли звонкая песня у Иры. \Спрашиваю 4-5детей, прежде всего тех, у кого нечеткое произношение звука “ж”. “Ж-ж-ж- песня жука”,- объясняю я.- Она так же поется как “ш”, давайте потренируемся петь песню жука. Откройте рот, но только звонко. \Предлагаю приложить ладонь к горлу и спеть: ж-ж-ж\. Положите Язычок на нижнюю губу. Тихонько поднимайте его вверх и прячьте за верхние зубы, чтобы не выглядывал кончик. Закройте рот, отдохните. Давайте повторим. Как спрячется язычокза верхние зубы, сразу начинайте петь : ж-ж-ж. Я слушаю как дети произносят звук, спрашиваю отдельных детей. Предлагаю спеть песенку маленького жучка и толстого жука. Затем говорю: “Язычку понравилась песенка жучка и он стал сочинять другие. Сначала он запел “жа-жа-жа”. Потом:
Жу-ж-жу
Жи-жи-жи
Уж-уж-уж,
Ож-ож-ож. ”
Далее предлагаю поиграть в игру : ” Жуки”. Ребята встают в круг. За круг вывожу 6-7 чел-к, это “жуки”. Желательно чтобы среди них были те, у кого нечеткое произношение звука “ж”
“Круг- это большая комната с окнами, -объясняю я детям. Все люди ушли, а окна не закрыли, \дети раскрепляют руки\. В комнату влетели жуки. Загудели : “ж-ж-ж”. Стали по всей комнате летать. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки захотели вылететь, но не могут, жалобно жужжат, лежат на спинках, барахтаются. Давайте поможем жукам. Повернем их. Откроем окна и выпустим на улицу,- Летите, жуки! \игра повторяется дважды\ ”
Дети возвращаются за стол. Затем предлагаю им игру- инсценировку с игрушками.
Появляется собака. “Я- Дружок,- сообщает она ребятам. Я не один к вам пришел, - продолжает Дружок,- я ежа привел. Дети,- говорит Дружок, - попросите Ежа показаться. – Ежик, покажись! – просят ребята. – Не показывается, - сокрушается Дружок. Дети просят еще раз. Появляется Еж, смотрит на детей, ворчит: “Покажись, покажись. Разве так просят? ” \прячется\. “Обиделся, - удивился Дружок, - Что же ему на понравилось?” \дети ему подсказывают: “Надо сказать ему: - Покажись, пожалуйста!”
Сначасла 2-3, а затем негромко все вместе ребята просят : “Ежик, покажись пожалуйста”. Появляется Еж и говорит: “Теперь покажусь и жука с вами познакомлю. Жук покажись нам”. Слышится жужжание \жук в ящике стоа воспитателя, там же прятался еж\. “Ты чего жужжишь? Может вылететь не можешь?”- спрашивает Еж. – “Не может вылезти”,- поясняет ребятам, Подожди, сейчас спущу тебе веревку, держи, Жучок. Не слышишь? Дети, давайте скажем вместе: Держи веревку,Жучок!!!
Тянет жука, говорит: “Очень тяжелый!”. Просит жучка помочь ему. Появляется Жучок. Говорит: “Спасибо, Ежик! Благодарю тебя, Дружок! Я стихи сочинил, послушайте:
Жук жуку жужжал: жжу-жжу
Я с ежок давно дружу”
-Дети,- говорю я, - Вам понравились стихи, которые сочинил жук? Давайте запомним их. \читаю 2-3 раза\.
Дружок вдруг обижается: “А я с тобой, Жук-Жучище, больше не вежусь”
Жук: “Почему, Дружок? Я ведь и про тебя сочинил стихи. Слушай:
Жук жуку жужжал: жжу-жжу
Я с Дружком давно дружу”
Дружок: “Спасибо, Жучок! Я с Жучком вожусь. Я теперь не сержусь, Ав-ав!”
Анализ занятия.