Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие социально – личностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
13 минут 7365 2180

Развитие социально – личностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

TIMASHEVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Тимашевой Светланой Александровной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 46» г. Березники Пермского края. Сегодня Светлана Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о развитии социально – личностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

«Содержание представленной статьи направлено на развитие социально – личностных отношений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Проблема сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте – одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка – дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли».

Интересного чтения…


Развитие социально – личностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления   личности.   Особенности, характерные   для   личностного   развития   дошкольника это возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в процессе сюжетно-ролевой игры, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Проблема сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте – одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка – дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли.

Современные дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельность, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Они играют в монстров, которых сами же боятся, драки, пошлые романы. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение того мира, который мы им «подарили». Это мы так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию, отмечала Н.Я. Михайленко.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. По своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Актуальность вопроса определяется тем, что в современном мире чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

 В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, сюжетно-ролевая игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

В книге Р.И. Жуковской "Воспитание ребенка в игре", показано, как у детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, переживания, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает отношения между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л.С. Выготского игра есть арифметика социальных отношений.

Главный источник социально – личностного развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые.

В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. В совместной игре дети учатся языку   общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой – переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, направленные на общее для них дело – игру.

Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Как утверждала Д.В.Менджерицкая, от содержания сюжетно-ролевой игры зависит, какие мысли и чувства возникают в игре, как она влияет на нравственное воспитание ребенка.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он матрос, а капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Поэтому, необходимо, помочь детям  понять,  что  делать  что-то  вместе  не  только  интересно,  но  и  трудно,  так  как   нужно  уметь  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей. Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной  деятельности  и,  прежде  всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его  интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является важным средством в развитии социально – личностных отношений детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002..
  2. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990. - № 7
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
  4. Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
  5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160с.
  6. Твиритина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1990. – 112с.
  7. Харченкова А.Н., Деркунская В.А Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-7 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010. – 64с.
  8. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно – ролевой игры.   //Дошкольное воспитание. 2009. - №8.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677