Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Хвойна Александр Викторович, учитель физической культуры МБОУ «Лицей № 3» г. Братска Иркутской области. Сегодня Александр Викторович с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по применению ИКТ на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Александра Викторовича:
«Современное образование требует новые методы обучения. Даже на уроках физической культуры применение ИКТ становится актуальным».
Полезного чтения…
Применение ИКТ на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении
Показать статью в полной версии
Компьютерные технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такие задачи как: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Актуальность поднятой проблемы должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель работы: теоретически обосновать и экспериментально опробоватьвозможность использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Познакомившись со статьями, разработками, можно сделать вывод о том, что возможность эффективного использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах объясняется следующими факторами:
- старшие школьники получают доступ к наиболее актуальной информации, которая, как правило, не содержится в традиционных бумажных изданиях, включая новейшие учебники, учебные пособия, рекомендации и дополнительные материалы к проведению практических занятий;
- старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка;
- автоматизируется большой объем рутинной работы преподавателя по формированию индивидуальных заданий;
- компьютерные технологии позволяют выстроить более качественную диагностику уровня усвоения учебного материала, так как различные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке;
- применение компьютерных технологий в преподавании физической культуры в старших классах стимулирует познавательный интерес к этому предмету.
На уроках используются компьютерные технологии в различных методах обучения физической культуре в старших классах.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки.
Демонстрационные материалы: плакаты или слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, комплексные интерактивные таблицы повышают наглядность и эффективность словесных методов. Включение таких материалов в структуру урока не только повысили интерес учащихся, но и сэкономили наше время на подготовку к данному исследованию. Для создания иллюстративных материалов, таких как рисунки, схемы (например, при объяснении выполнения упражнений) мы пользовались графическими редакторами, текстовым процессорами.
Изложение новой темы урока, как правило, сочетали с применением средств наглядности: в дидактике выделяют методы показа и методы демонстрации.
Метод показа включал в себя показ плакатов, схем, и пр., которые можно создавать самим с помощью компьютерных технологий, так и использовать уже существующий набором таких иллюстраций в цифровых образовательных ресурсах и сети Интернет.
Метод демонстрации включал в себя демонстрацию фильмов, видео-образцов. Видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов не только не занимали много времени (по продолжительности они не более 7 минут), но и могли быть остановлены нами в любое время. Когда словесные методы были направлены на изучение свойств объекта, мы предлагали обучающимся, для облегчения восприятия материала, данный объект или его модель. Объект или его модель удобно проецировать на экран. Четкую и отвечающую всем требованиям преподавателя иллюстрацию просто создать в любом из графических редакторов (Paint, Photoshop). Ключевые и важные моменты в объяснении мы выделяли и оформляли в виде отдельного изображения, слайда с привлечением таких программных продуктов как MS Word, MS Publisher, которые являются общедоступными в образовательных учреждениях.
При проведении практических заданий мы пытались решать конкретные прикладные задачи. Для более наглядного проведения практических занятий использовали различные фотографии, рисунки, слайды, видеоролики, которые характеризовали поставленную практическую задачу.
При организации индивидуального или фронтального опроса мы использовали модели объектов, созданные на компьютере, что позволило разнообразить виды вопросов. При фронтальном опросе проецировали список вопросов для обдумывания лаконичного ответа при условии, что ответ на вопрос предполагал некоторые рассуждения.
В настоящее время созданы программы, облегчающие учителю проведение письменного контроля: проверочные тематические работы, наборы тестов, которые проверяются мгновенно, и в которых предусмотрена возможность просмотра обучающимся уже проверенных собственных ответов. Варианты контрольных, самостоятельных работ так же удобно проецировать на экран.
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на составление, нахождение или создание тематических комплексов по определенной тематике.
Компьютерные или информационные тематические комплексы по физической культуре могут включать методические разработки, целенаправленно созданные для конкретной задачи, или методические разработки комплексного назначения.
В своей работе мы использовали информационные тематические комплексы, разработанные по физической культуре для старшей школы:
- Комплекс «Гибкость».
Информационный тематический комплекс (ИТК) содержит информационные материалы, помогающие изучению теоретических аспектов и практическому освоению технологии развития гибкости. Комплекс предназначен для использования в учебном и вне учебном процессах. В него входят:
1. Печатное учебное пособие «Технология развития гибкости».
2. Учебный видеофильм «Технология развития гибкости».
Принципиальная схема перманентного совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ
Печатное учебное пособие «Технология развития гибкости» позволяет изучать теоретические материалы по терминологии, строению и особенностям функционирования суставов, проведению контроля и самоконтроля за уровнем развития гибкости, регулированию физической нагрузки. В нем представлен также иллюстрированный комплекс упражнений по развитию гибкости. Непосредственным продолжением этого пособия служит учебный видеофильм. В фильме показывается и рассказывается о последовательности подбора упражнений для развития гибкости, особое внимание обращено на достаточно сложные в методическом плане упражнения, в зависимости от вида упражнения подобрано число исполнителей (от одного до четырех).
- Комплекс «Атлетическая подготовка».
ИТК содержит следующие разработки по использованию атлетической подготовки в учебном и вне учебном процессах:
1. Печатные методические рекомендации: «Организация и методика проведения занятий физическими упражнениями с использованием тренажерных средств», «Методика занятий атлетизмом».
2. Учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3. Обучающая компьютерная программа (КП) «Атлет».
В печатных материалах рассматриваются проблемы организации занятий с применением тренажеров; приведены общие положения методики развития силы с описанием наиболее распространенных методов тренировки и регламентацией подходов, повторений, отдыха и темпа выполнения; описана методика контроля и самоконтроля на занятиях по атлетической подготовке.
Основной и связующей разработкой в данном тематическом комплексе является обучающая КП «Атлет». Она, по сути, служит компьютерным самоучителем по атлетической подготовке учащихся.
Дополнением всего тематического комплекса служит учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале». В нем показаны особенности работы на типичных тренажерах, практически развивающих все группы мышц, по ходу фильма рассказывается о методических особенностях проведения учебных занятий.
Оценка усвоения теоретического материала позволяет обучающимся выявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).
- Компьютерная программа «Техника метания гранаты»
КП «Техника метания гранаты» направлена на детальное изучение особенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростью просматривать с трех различных сторон выполнение данного спортивного движения.
Такой тип демонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, что устранены все второстепенные объекты и при выполнении движения внимание сосредоточено на главных элементах.
Использование КТ позволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведение мини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещения занятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, труда и отдыха. Применение компьютерных технологий на уроках физической культуры не исчерпывается возможностью создания информационных тематических комплексов, содержащих элементы использования различных информационных технологий. Обучающиеся самостоятельно создают презентаций по предмету, на заданную тему. Урок-презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Отличительной особенностью урока-презентации является его интерактивность, то есть создаваемая для обучающегося современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.
Однако существующие разработки использования компьютерных технологий носят выборочный характер: создание банка данных, мониторинг физического развития и физической подготовленности, проектный метод. И это ещё не имеет широкого распространения. При этом компьютерные программные средства в общеобразовательных предметах представлены довольно разнообразно.
Таким образом, исходя из опыта работы, мы считаем, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.