Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Абакумовой Натальей Святославовной, Замдиректора по НМР МБОУ «Лицей № 3» г. Братска Иркутской области. Сегодня Наталья Святославовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере управления научно-методической работой в образовательном учреждении повышенного статуса. Статья будет интересна педагогам ОУ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Святославовны:
«Научно-методическая работа в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью менеджмента в условиях «новой школы». Я хочу поделиться структурой НМР в ОУ повышенного статуса».
Профессионального чтения…
Управление научно-методической работой в образовательном учреждении повышенного статуса
Посмотреть статью в полной версии
В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого- педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.
Понятие «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, - в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в ХIХ веке. Но только в 70-80-е годы прошлого столетия стали появляться серьезные исследования, затрагивающие различные аспекты методической работы. В это же время объектом детального изучения становится методическое объединение как одна из важнейших организационных форм методической работы.
Ю.К. Бабанский считает, что собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя».
М.М. Поташник рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы».
Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса». В.П. Симонов отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом».
В конце XX - начале XXI века методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и введение ФГОС нового поколения.
Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги считают школьные методические объединения учителей. А между тем, работа методических объединений не может (по содержанию и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
- самообразование;
- создание собственной папки достижений (портфолио);
- работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
- разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по - определенной проблеме;
- подготовка выступления на педсовете по проблеме;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
- разработка авторского курса или учебного пособия;
Формы коллективной методической работы:
- работа над единой методической темой;
- педагогическая мастерская;
- теоретические семинары (доклады, сообщения)
- диспуты, дискуссии;
- конкурсы педагогического мастерства;
- тематический педсовет;
- педагогические чтения;
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой.
Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении - налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления.
Методическая работа в образовательном учреждении повышенного статуса представляет собой часть макросистемы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров учреждения образования. Поэтому нами была разработана и опробована следующая модель управления научно-методической работой в Лицее.
Структура методической службы школы позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагог.
Оценка состояния методической работы в образовательном учреждении трудно поддается формализации.
Наиболее конкретным, четким, продуманным, практико-ориентированным нам представляется вариант оценки методической работы, предложенный В.И. Дружининым. Данный вариант включает три критерия, каждый из которых декомпозируется на набор показателей. Разные показатели требуют различные шкалы для оценивания: четырех-, трех-, двухбалльная. В итоге это позволяет выйти на простые математические расчеты и дает возможность сравнивать, сопоставлять, выставлять рейтинги, места, а затем премировать, поощрять и делать выводы.
Критерий №1. Оценка результативности методической работы (за отчетный период):
Критерий №2. Оценка процесса управления методической работой
Критерий №3. Оценка условий для осуществления эффективной методической работы.
Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов.
Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.
Литература
- Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.–Курган, ИРОСТ, 2011.-138с.
- Дружинин, В.И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2009, - 38 с.
- Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательном учреждении: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов управления образованием. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2003. – 140с.
- Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2003. – 160с.
- Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 256 с.
- Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999. -240с.
- Поташник М.М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. Поташника М.М. и Лазарева В.С.. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
- Поташник.М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. М.: Педагогическое общество России, 2011.- 320с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2003. – 427с.