Дорогие друзья, мы рады представить вам Шестакову Светлану Николаевну, учителя истории МБОУ «СОШ № 27» г. Братска Иркутской области. Сегодня Светлана Николаевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по использованию модульной технологии на уроках истории и обществознания. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Николаевны:
«Для изучения общественных дисциплин модульная технология незаменима и в наибольшей мере эффективна».
Полезного чтения…
Использование модульной технологии на уроках истории и обществознания
Посмотреть статью в полной версии
Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них школьнику отведен всего один час в неделю. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, когда необходимо изучить и усвоить значительные объемы учебного материала. В этой ситуации модульная технология незаменима и в наибольшей мере эффективна.
Общие положения модульной технологии были сформированы в конце 60-х гг. 20 века в США, обучение быстро распространялось в образовательных системах Европы и США. Сущность модульной технологии состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Вообще понятие «Модуль» - функциональный узел. Основателем модульной технологии является американский исследователь Д.Рассел. В своей работе «Модульная инструкция» (1974г.), он определяет модель как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные к нему действия для учащихся. В России модульное обучение проникло в конце 80-х гг.
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала.
Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Это реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, т.е. строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении обществознания. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентностей у учителей и учащихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно считать:
- блочное (модульное) построение учебного материала;
- мотивацию учебной деятельности на основе целеполагания;
- преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
- организацию самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности. Усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Особенности модульной технологии
- технология обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и блоках модулей;
- предполагает четкую структуру содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющим корректировать процесс обучения;
- предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:
- Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения,
- Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологии при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.
- Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
- Систематическая ( от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.
- Организация на уроках рефлексии, с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.
- Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя ( в роли консультантов и экспертов) качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения.
- Принципами модульной технологии являются модульность, структуризация, паритетность, консультирование, деятельность, гибкость. При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения, сохраняются ресурсы здоровья учеников и педагогов. Модульную технологию относят к традиционным, призванным осовременить, технологизировать традиционный урок.
Работа по новой педагогической технологии позволяет нам увидеть выпускника:
- Умеющего познавать мир (исследовать, моделировать, прогнозировать);
- Умеющего осознанно мыслить и действовать;
- Обладающего верой в свои силы и успех.