Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ
9 минут 6082 1723

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ

Dorofeeva fotoДорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Дорофееву Людмилу Александровну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Людмила Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

«Эмоции играют важную роль в жиз­ни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. По­этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений».

Полезного чтения…


Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ

Посмотреть статью с приложениями

Эмоции играют важную роль в жиз­ни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. По­этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

     Поступая в детский сад, ребенок по­падает в новые, непривычные для него условия, в окружение незнакомых взрос­лых и детей, с которыми ему придется налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенка, развить в нем умения общаться со сверстниками.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоцио­нальных контактов с ребенком - это жизненный источник формирова­ния чувств дошкольника.

     Основными целями педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста являются (рисунок 1)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка пред­полагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

  •  адекватная реакция на различные явления окружающей дей­ствительности;
  •    дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональ­ных состояний других людей;
  •    широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминоло­гическая оснащенность языка;
  •  адекватное проявление эмоционального состояния в ком­муникативной сфере.

       Малышам свойственно осознанное , основанное проявление эмоций которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Вот несколько описаний эмоций, которые может, осознано проявить дошкольник младшего возраста. (таблица 1)

Эмоционально-положительное, содержательное общение с ок­ружающими людьми является важнейшим условием полноценно­го развития ребенка. Поэтому задача воспитателя

  • Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к вос­питателю, симпатию к сверстникам;
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на со­стояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать лас­ковое слово;
  • Помогать детям осваивать разные способы взаимодейст­вия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном об­щении и бытовой деятельности;
  • Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;
  • Развивать умение передавать разные эмоциональные со­ стояния в имитационно-образных играх, сопереживать настро­ению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
  • Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, поло­вых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях,   о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

   Для успешного достижения постав­ленных целей необходимо, чтобы педагог способствовал развитию самопознания ребенка, помогал ему понять свои ха­рактерные особенности и предпочтения, развивал навыки социального поведе­ния, чувство принадлежности к группе через разнообразные формы работы с детьми ( Таблица 2)

Главный принцип нашей работы — игровая форма проведения, которая дает нашим малышам выход эмоциям.       Неразумно подавлять эмоции полностью – самое лучшее – помочь ребенку выразить их безвредным для себя и окружающих способом.

       Часто внимательно слушающий, или участвующий в игре взрослый выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми, или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь

     Положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых до­стижений ребенка — еще один принцип данной работы.              

Все виды детской деятельности ребенка должны иметь яркую эмоцио­нальную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не спосо­бен делать то, что не вызывает у него интереса.

     В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлитель­ностью, нуждаются в частой смене за­даний.

С этой целью в качестве отдыха используются

  • спонтанный танец,
  • подвиж­ные шумные игры (ими перемежаются основные задания).

Процесс проведения занятий предполагает вариативность. За­дания можно менять местами, дополнять, повторять, усложнять или упрощать. Глав­ное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе работы используются различные виды деятельности:

  • телесно-ориентированные игры,
  • игротерапия,
  • оптимизация двигательной активности,
  • арттерапия,
  • психогимнастика,
  • совмест­ная деятельность.

С помощью таких занятий у ребенка вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, происходит корректировка отрицатель­ных черт характера и поведения наших воспитанников , создаются условия для раскрытия исполнительских и оце­ночных способностей детей, а самое главное - установку на успех!

Список литературы:

  1. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. 4.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика,1991
  4. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

5. Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.

6. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. – М.: ГОО "Интел Тех". – 1995.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
  2. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

8 Любина Г. Обучение дошкольников "языку чувств"//Дошкольное воспитание. – 1996. -№2 – с. 4.

  1. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. –М.:Academ A. – 1997.

11.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.:Просвещение. – 1990.

12.Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.,1995.

  1. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2.  Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., "Мозаика-Синтез" – 2005

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2529 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6658 677