Дорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Дорофееву Людмилу Александровну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Людмила Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:
«Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений».
Полезного чтения…
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ
Посмотреть статью с приложениями
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него условия, в окружение незнакомых взрослых и детей, с которыми ему придется налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенка, развить в нем умения общаться со сверстниками.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования чувств дошкольника.
Основными целями педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста являются (рисунок 1)
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Малышам свойственно осознанное , основанное проявление эмоций которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Вот несколько описаний эмоций, которые может, осознано проявить дошкольник младшего возраста. (таблица 1)
Эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Поэтому задача воспитателя
- Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
- Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
- Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;
- Развивать умение передавать разные эмоциональные со стояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
- Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Для успешного достижения поставленных целей необходимо, чтобы педагог способствовал развитию самопознания ребенка, помогал ему понять свои характерные особенности и предпочтения, развивал навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе через разнообразные формы работы с детьми ( Таблица 2)
Главный принцип нашей работы — игровая форма проведения, которая дает нашим малышам выход эмоциям. Неразумно подавлять эмоции полностью – самое лучшее – помочь ребенку выразить их безвредным для себя и окружающих способом.
Часто внимательно слушающий, или участвующий в игре взрослый выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми, или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь
Положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых достижений ребенка — еще один принцип данной работы.
Все виды детской деятельности ребенка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий.
С этой целью в качестве отдыха используются
- спонтанный танец,
- подвижные шумные игры (ими перемежаются основные задания).
Процесс проведения занятий предполагает вариативность. Задания можно менять местами, дополнять, повторять, усложнять или упрощать. Главное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе работы используются различные виды деятельности:
- телесно-ориентированные игры,
- игротерапия,
- оптимизация двигательной активности,
- арттерапия,
- психогимнастика,
- совместная деятельность.
С помощью таких занятий у ребенка вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, происходит корректировка отрицательных черт характера и поведения наших воспитанников , создаются условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей детей, а самое главное - установку на успех!
Список литературы:
- В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика,1991
- Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.
6. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. – М.: ГОО "Интел Тех". – 1995.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
- Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
8 Любина Г. Обучение дошкольников "языку чувств"//Дошкольное воспитание. – 1996. -№2 – с. 4.
- Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. –М.:Academ A. – 1997.
11.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.:Просвещение. – 1990.
12.Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.,1995.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., "Мозаика-Синтез" – 2005