Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Литвиновой Натальей Дмитриевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Наталья Дмитриевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям воспитанников ДОУ. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Дмитриевны:
«Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности.В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.
Полезного чтения…
Проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям воспитанников ДОУ.
Посмотреть статью с приложениями
С 1 сентября наша система начала жить в условиях нового Закона Российской Федерации «Об образовании», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности .
В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы
- повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке;
- хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье;
- более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Эффективность педагогического сопровождения семьи зависит от следующих условий: создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ, повышение педагогической компетентности специалистов в сфере педагогического сопровождения и семейного воспитания (педагогического мастерства педагогов) , осуществление диагностики, позволяющей определить и изучить проблемы взаимодействия ДОУ и семьи (Приложение 1)
В основе организации взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребенка.
В связи с этим, формирование педагогического потенциала родителей становится главной задачей работы дошкольного образовательного учреждения с семьей.Мы выделяем основные задачи, стоящие перед ДОУ по работе с семьей (таблица1)
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями , это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решений. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме "круглого стола", тематических дискуссий самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей
диспуты, дискуссии – эти формы повышения педагогической культуры родителей позволяют включить обсуждение важных проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты и явления. Перечисленные формы работы с семьями наших воспитанников способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого - педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей.
Одним из важнейших условий педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям. В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы:
- принцип приоритетности влияния семейных отношений,
- семейного воспитания на становление личности ребенка;
- принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;
- принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка;
- принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка.
В ходе педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей.
Родители могут и должны научиться относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке
В нашем детском саду идет постоянный поиск новым форм взаимодействия с семьями воспитанников (Приложение 2).
В последние годы отмечаются возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. А это побуждает специалистов совершенствоваться профессионально, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей.
Учет данных типологических групп родителей становится основой для разработки методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации педагогических условий эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОУ с семьями своих воспитанников (Приложение 3).
Используемые нами методики изучения детско-родительских отношений :
- методика «Рисунок семьи» – на выявление внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем;
- опросник «Лики родительской любви» – данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку;
- методика “Семейная социограмма” – на выявление положения субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье;
- методика ”Идентификации детей с родителями” опросник А. И. Зарова – диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ);
- методика “Социометрия” и др.
помогают выявить типичные затруднения родителей , помогают родителям приобрести собственный воспитательный опыт, а нам - выстроить систему психолого-педагогического сопровождения семей наших воспитанников:
- Установить тип детско-родительских отношений и причин их нарушений.
- Изучить динамику детско-родительских отношений под воздействием коррекции.
- Определить модель семейного воспитания.
Но любые методики должны строиться на следующих принципах ( рисунок 1)
На наш взгляд, изучение запросов родителей, систематизация вопросов, которые они чаще всего задают, позволяют более дифференцированно отбирать формы и методы взаимодействия с ними.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и прежде всего наши дети!
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника- М., 1994.
- Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.
- Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
- Дружинин В.Я. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006. - 128 с.
- Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2002.
- ЛутошкинА. Я. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
- Макаренко А.С. Книга для родителей: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. С. 304.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. - 144 с.
- Популярная психология для родителей / под ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.