Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья посредством посещение детской библиотеки»
15 минут 12160 2507

«Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья посредством посещение детской библиотеки»

Myasnikova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мясникову Елену Константиновну, воспитателя МБДОУ детский сад № 128 г. Иркутска Иркутской области. Сегодня Елена Константиновна с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с социальной действительностью. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Константиновны:

«Цель: развивать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром Прибайкалья. Задачи: продолжать знакомить детей с животными, живущими в Прибайкалье; развивать и поощрять у детей познавательную активность, интерес к познанию нового; познакомить детей с детской писательницей Приангарья, сотрудницей Байкало-Ленского заповедника С. Бунтовской, расширять интерес к их литературе, произведениям о природе Прибайкалья; развивать логическое мышление, умение делать умозаключения; формировать основные экологические понятия; подвести детей к осознанию необходимости гуманного отношения к природе родного края; воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю».

Увлекательного чтения…


«Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья посредством посещение детской библиотеки»

Цель: развивать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром Прибайкалья.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с животными, живущими в Прибайкалье;
  • развивать и поощрять у детей познавательную активность, интерес к познанию нового;
  • познакомить детей с детской писательницей Приангарья, сотрудницей Байкало-Ленского заповедника С. Бунтовской, расширять интерес к их литературе, произведениям о природе Прибайкалья;
  • развивать логическое мышление, умение делать умозаключения;
  • формировать основные экологические понятия;
  • подвести детей к осознанию необходимости гуманного отношения к природе родного края;
  • воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю;

Предварительная работа:

  • беседы о природе родного края (растения, животные);
  • знакомство с детским журналом «Сибирячок» и его главным героем;
  • чтение книг, сказок С. Бунтовской с просмотром иллюстраций;
  • размещение в уголке краеведения портретов, книг детских писателей Приангарья.
  • изобразительная деятельность: рисование животных из понравившихся произведений, «Обложка для книги» по прочитанному произведению; лепка животных родного края;
  • наблюдения на прогулке за птицами, растениями, насекомыми;
  • сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Зоопарк», «Путешественники», «Отдых на природе»;
  • выставка детских рисунков, книжек-малышек по прочитанным сказкам детской писательницы; изготовление масок-шапочек зверей для игр – драматизаций;
  • встречи с сотрудниками библиотеки, с писателями Приангарья: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии, выставки детских книг.

Ход занятия:

В гости пришел сказочный герой Сибирячок:

Рад я видеть Вас в добрый день и час.

О себе, ребята, расскажу сейчас.

Я живу в лесу, службу там несу:

Дивную, лесную стерегу красу.

Приходите в гости, я всегда вам рад.

Я ведь травам и деревьям младший брат.

Вы увидите такие чудеса,

Вы услышите такие голоса,

Что подружитесь с тайгой наверняка,

Не на месяц, не на год, а на века!

Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Педагог: Здравствуй, Сибирячок! Конечно, мы тебя узнали!

Сибирячок: Я предлагаю вам совершить прогулку по нашему сибирскому лесу с детской писательницей – Софьей Бунтовской. Ее сказки вы все читали и видели книги. Какие сказки этой писательницы вы знаете? (дети перечисляют). А какую интересную выставку рисунков и книжек-малышек о животных вы с собой принесли по сказкам С. Бунтовской? Во время прогулки будет много интересных заданий, которые вы должны будете выполнить! Итак, в путь!

Педагог: Для начала давайте проведем с вами разминку «Назови пару». Что есть в нашем сибирском лесу?

Дети: Звери, птицы, насекомые, растения!

Педагог: Сейчас мы с вами разобьемся на пары. Один из вас будет называть любого представителя нашего сибирского леса, а другой ему отвечать.

ромашка-колокольчик

береза-осина

ель-сосна

заяц-белка

стрекоза-бабочка

подберезовик-опенок

дятел-клест

щука-окунь

медуница-подснежник

соболь-рысь

3. Беседу о природе родного края, о представителях животного мира сибирского леса проводит детская писательница С. Бунтовская.

Беседа проводится одновременно с просмотром научного видеофильма, снятого сотрудниками Байкало-Ленского заповедника. В нем рассказывается о работе ученых заповедника, об их историях из личного опыта, связанных с животными, о представителях живой природы, живущих в нашем крае, об их образе жизни, питании, об их детенышах.

В конце беседы проводится небольшая викторина по фильму с выдачей небольших сувениров от природы (шишки, фигурные корешки для поделок и т.д.):

  • Какие животные живут в наших лесах?
  • Какие из них хищные? Кем они питаются?
  • Каких зверей можно назвать травоядными?
  • Что такое заповедник?
  • Какие заповедники есть на территории нашего края?
  • КтДля чего у лисы на хвосте белый кончик?
  • Как называется белое пятнышко сзади у кабарги? Для чего оно?
  • Почему у лося такие большие ноздри?
  • Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
  • Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя под лед?
  • Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?
  • У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?
  • Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
  • Что такое «Красная книга»?
  • Каких пушных зверей вы знаете?
  • Какие из зверей на зиму делают запасы? Ложатся спать?

4. Педагог: А сейчас давайте мы продолжим наше путешествие. Но сначала поиграем (проводится динамическое упражнение «Прогулка», М.Ю. Картушина, «Логоритмические занятия в детском саду»).

Раз-два-три-четыре-пять –  

В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.

Ходьба «змейкой», взявшись за руки.

Может быть, и под листочком          

Сладку ягодку найдем.

Наклоняются за «ягодками».

На носочки дети встали,                                

По дорожкам побежали.

Легкий бег на носочках.

И на каблучках пойдем,                    

Через лужи перейдем.

Ходьба на пятках.

Где ты прячешься, грибок?               

Полезай-ка в кузовок!

Наклоняются за «грибами».

5. Сибирячок спрашивает: Дети, подскажите, когда так говорят?

  • Как белка в колесе (постоянно быть в заботе, трудиться)
  • Волков бояться – в лес не ходить; Бояться волков – быть без грибов (если страшиться предстоящих трудностей, то нечего и браться за дело)
  • Волком смотреть (иметь угрюмый, недружелюбный вид)
  • Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
  • Медвежья услуга (неумелая услуга, которая причиняет неприятность)
  • Лиса-Патрикеевна (хитрый человек)
  • Надулся как мышь на крупу (человек, имеющий обиженный, надутый вид)
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (если делать одновременно несколько разных дел, не добьешься хороших результатов ни в одном)

6. Педагог: Послушай, Сибирячок, какие дети приготовили стихи о животных нашего края (дети читают стихи о животных в масках-шапочках зверей)

Кедровка

Кедровый орешек лежит на ладошке.

Кедровый орешек в надежной одежке,

Спрячет орешек кедровка в кладовку,

Вырастут кедры – накормят кедровку.

В. Киселев

Косули

В долине, на лугу

В лесу ли

Пасутся чуткие косули.

Вдали от тропок и дорог,

Пугаясь шорохов и звуков,

Стрелою пушечной из лука,

Летят, своих не чуя ног. В. Киселев

Кабарга

Почему в глуши лесной

Нет сапожной мастерской?

Кто же будет кабарожке

Ремонтировать сапожки? В. Киселев

Про зайца

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

7. Педагог: Давайте сейчас немного отдохнем и проведем динамическое упражнение (звучит пение птиц, шум леса).

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

По-мышиному пугливо                     

Семенит мышонок в дом.

Легкий бег на носках.

И по-заячьи зайчишка           

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,              

Косолап он с детских лет.

(В. Степанов)

  Имитируют движения медведя.

8. Сибирячок

Если в лес пошел гулять

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй

Но смотри не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки

Ветки ели не ломай

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветов не надо рвать!

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин кедр и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!!

Педагог: Ребята, о чем сейчас рассказал нам Сибирячок? Правильно, о правилах поведения в лесу. Прочитай знаки, которые принес нам Сибирячок? (показывает знаки «Правила поведения в лесу»

«Не топтать, не рвать цветы»;

«Не ловить насекомых»;

«Не разжигать костры»;

«Не шуметь»;

«Не разорять гнезда птиц»;

«Не разорять муравейники»;

«Не рвать паутину»;

«Не пугать животных».

9. Педагог: А сейчас нас ожидает последнее испытание. Мы будем отгадывать загадки. Но загадки эти непростые, а загадки-обманки, будьте внимательны!

Зимой в берлоге видит сон

лохматый,косолапый...(слон, медведь)

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... (волк, медведь)

В чаще, голову задрав,

воет с голоду ... (жираф, волк)

В тёплой лужице своей

громко квакал...(муравей, лягушонок)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая ... (лисица, белка)

Дубовый жёлудь любит он,

конечно, это дикий... (слон, кабан)

10. Сибирячок:

Смотрите-ка, друзья, как хороша земля:

Поет о чем-то лес, ветвями шевеля,

И слышен шорох трав, на них горит роса,

И рокот ручейков, и птичьи голоса…

Смотрите-ка, друзья, чуть видною тропой

Олени по тайге идут на водопой,

Туда, где синеву под солнцем расплескал,

Как сказку наяву – наш чудодей Байкал.

Смотрите-ка, друзья, как величав простор,

Какой чистейший снег одел вершины гор,

Сибирский воздух свеж, видна Байкала ширь,

Как молода земля по имени Сибирь!

(«Сибирячок» №1, Восточно-сибирское книжное издательство, 1987.)

Сибирячок раздает раскраски с животными сибирского леса.

Список литературы:

1. Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья», Иркутск, 2004.

2. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», Москва, 2003.

3. О.А. Скоролупова «Дикие животные средней полосы России», Москва, 2005.

4. Журнал «Сибирячок», Восточно-Сибирское книжное издательство.

5. Учебно-методическое пособие «Байкал – жемчужина Сибири», Иркутск, 2011

6. сайт http://www.vampodarok.com/

7. сайт http://www.babyeda.ru

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677