Дорогие друзья, мы рады представить вам Ильясову Нурию Имамутдиновну, инструктора по физической культуре МБДОУ детский сад № 128 г. Иркутска Иркутской области. Сегодня Нурия Имамутдиновна с радостью предлагает вашему вниманию спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Нурии Имамутдиновны:
«Цель: Формирование национального самосознания у детей, приобщение к культуре своего народа, нравственным ценностям и духовным традициям через ознакомление с историей родного края. Задачи: прививать интерес к легендам и сказаниям о Байкале; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать силу, ловкость, быстроту, внимание, выносливость в играх, соревнованиях и упражнениях; воспитывать чувства доброты, взаимовыручки в команде, привычку к здоровому образу жизни».
Увлекательного чтения...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование национального самосознания у детей, приобщение к культуре своего народа, нравственным ценностям и духовным традициям через ознакомление с историей родного края.
Задачи: прививать интерес к легендам и сказаниям о Байкале; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать силу, ловкость, быстроту, внимание, выносливость в играх, соревнованиях и упражнениях; воспитывать чувства доброты, взаимовыручки в команде, привычку к здоровому образу жизни.
Интегрируемые образовательные области: социализация, познание, коммуникация, здоровье, физическая культура.
Предварительная работа: знакомство с легендами и сказаниями о Байкале; разучивание подвижных игр народов Прибайкалья; посещение библиотеки «Встреча с героями журнала «Сибирячок»; чтение художественной литературы: М. Сергеев «Море синее – Байкал», С. Волков «Легенды и мифы об озере Байкал», Стародумов В.П. «Омулевая бочка», журналы «Сибирячок»; совместная выставка родителей и воспитанников: книжки – малышки «Мой край в мифах и легендах».
Ход мероприятия:
Дети проходят в зал. Их встречает боцман Сарма.
Боцман Сарма: «Дорогие мои друзья! Вас приветствует боцман Федор Карпович Сарма. Знаете такого?
Я сперва был просто юнга, удалой и полный сил,
И от севера до юга весь Байкал исколесил.
1 ребенок: Боцман опытный моряк, двадцать лет на флоте.
Побывал во всех морях, он у нас в почете!
2 ребенок: Учит нас вязать узлы, отдавать швартовый.
Пусть шторма бывают злы, мы в поход готовы.
Б. Сарма. Я вас приглашаю в путешествие по Байкалу на лодке - мореходке «Ермак». Во время путешествия мы вспомним легенды и сказания о Байкале, поиграете в игры-соревнования, где покажете свою ловкость, силу, сноровку, взаимовыручку. Пропуском на лодку будет загадка:
Близок, близок порт стоянки, ровно миля до него.
Положил я в шлюпку банки. Кто мне скажет для чего? (Ответ: банка – это скамейка, сидение для гребцов, пассажиров на любом судне с веслами).
А что называют банками ваши мамы? (Ответы детей)
Б. Сарма. Значит вот эти скамейки вовсе не скамейки, а банки.
Подвижная игра «Займи место» по типу «Чье звено скорее соберется», дети занимают места на «корабле».
Б. Сарма: Сегодня в путешествие отправляются команды Тайга и Саяны. Судить соревнования будут мои друзья аптекарь Анти - Ох и Леший Кеша. К путешествию готовы? Свистать всех наверх!
Б. Сарма: Капитаны! Отдать швартовый!
Капитаны: Есть, отдать швартовый!
Б. Сарма: Поднять якоря!
Капитаны: Есть, поднять якоря! (Капитаны отвязывают канат и сразу наматывают якорную цепь-веревку на палку)
Боцман: Попутного ветра, «Ермак». Бьет склянка.
Загадаю вам загадку, отгадайте - ка, друзья:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как его мы назовем?.. (Байкал)
Песню запевай! (песня «Бескозырка» или «Священный Байкал»)
1 конкурс: «Легенда о седом Байкале и дочери Ангаре»
О любимой дочери Байкала синеокой, капризной Ангаре, которая сбежала к своему возлюбленному Енисею через каменные пороги скалистого дворца. (Набивные мячи - это пороги, каждая команда - река Ангара. Дети прыгают через мячи-пороги до цели, обратно бегут между ними змейкой, затем передают эстафету. Побеждает команда, первая закончившая игру).
2 конкурс: «Легенда об омулевой бочке»
Спор ветров «Баргузин» и «Култук» за «Сарму», как они боролись за омулевую бочку. (Набивной мяч – это омулевая бочка. 2 команды – «Баргузин» и «Култук» - ветра. Они перебрасывают мяч друг другу от первого игрока до последнего и обратно. Побеждает команда, не упустившая мяч).
3 конкурс: «Легенда о богатом Байкале»
Более 300 рек несут свои воды в священное море. Игра – соревнование «Наполни чашу водой». (Добежать до стола, ложкой зачерпнуть воду из большой чаши, перелить в мерный стакан, вернуться, передать эстафету (ложку) следующему игроку команды. Каждый игрок может зачерпнуть только одну ложку воды. Побеждает команда, набравшая больше воды в стакан).
4 конкурс: подвижная игра. «Ручейки и озера». (Команды – ручейки бегут друг за другом в разных направлениях за ведущими. Разбегаются и по сигналу быстро образуют озера - круги. Побеждает команда, быстрее образовавшая круг).
5 конкурс: «Легенда о ветрах Байкала»
Дуют с юга и с востока. Дуют мягко и жестоко.
Дуют вдоль и поперек, моют скалы на песок.
Рыбаки с одними в ссоре, не выходят даже в море.
А с другими дружбу водят. Стаи рыбные находят.
Дали всем им имена. Кто же самый злой?..
Скажите?! Ну-ка, память напрягите
И все ветры назовите.
Какие ветры дуют на Байкале? Какой из них самый суровый? (Сарма, Култук, Баргузин, Шилонник).
Подвижная игра «Шторм на Байкале». (2 команды по 5 - 6 человек строятся в колонны на расстоянии вытянутых рук, по команде начинают передавать мяч - «лодку» - первый над головой, второй под ногами, третий - снова над головой и т. д, чередуя до последнего, игрок получив мяч, бежит вперед и снова передает назад. Повторяется до того, пока ведущий не вернется на свое место. Побеждает команда, которая первой закончила передачу мяча и не перепутала последовательность.)
6 конкурс: «Легенда о живой воде и маленьких человечках».
В лесном краю за большим болотом жили маленькие человечки - вечные люди, скакали на оседлых зайцах, владели секретами живой воды. За то, что большой человек спас их от хищного соболя, вечные люди решили погостить у больших человечков, подарить им живую воду. Проводится игра «Скачки на зайцах (ушканах)». (Две команды по 5 - 6 человек строятся в колонны. Первые в команде игроки скачут на мячах - хопах до условного места, возвращаются и передают мяч следующему. Побеждает команда, первой закончившая скачки).
Шито-Крыто и Леший Кеша:
Молодцы, ребята! Много знаете легенд и сказаний о Байкале.
Вы сильные, умелые, дружные и смелые!
Подводят итоги. Награждение победителей. Анти - Ох угощает «пилюлями» из байкальских ягод.
Мы хотим спеть для вас, а вы подпевайте: «Это я, это я, это все мои друзья!», но если вы не согласны, то молчите и качайте головой.
Спросим мы сейчас у всех: кто здесь любит песни, смех?
Дети – припев.
Отвечайте хором вмиг, кто здесь самый баловник?
Кто привык у вас к порядку, утром делают зарядку?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
И еще один вопрос, - кто из вас не моет нос?
Наступил прощанья час. Кто похлопает из вас?
Все: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Боцман Сарма: Путешествие наше подошло к концу, мы пришвартовались к пристани «Ракета». До следующих встреч!
Список использованной литературы:
- Кенеман А.В. Подвижные игры народов СССР. – М. 1975.
- Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. – М. 1975.
- Журналы «Сибирячок». Иркутск. № 2. 1992, № 1. 1994. №1. 1996.
- Стародумов В.П. Омулевая бочка. Байкальские сказки. Иркутск. 1979.
- Сайт www.lake-baykal.ruВолков С. Легенды и мифы об озере Байкал.