Дорогие друзья, мы рады представить вам Лубенникову Алену Михайловну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Алена Михайловна с радостью делится с нами статьей «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности в ДОУ». Статья будет полезна и педагогам, и родителям
Краткий комментарий к статье от Алены Михайловны:
«Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. А также можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания и готовности к школьному обучению».
Полезного чтения…
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
в продуктивных видах деятельности в ДОУ
Посмотреть статью с приложениями
Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. А также можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания и готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.
Самостоятельность - постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н. Михайленко), в труде (Р. Буре), в познании (А Матюшкин, З. Михайлова, Н. Поддъяков), в общении (Е. Кравцова, Л. Артемова).
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Характерные черты развитой самостоятельности:
- умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
- умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- умение переносить известные способы действия в новые условия.
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обожают непосредственно процесс работы и, конечно, ее итог. В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др. – ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку. Игрушка или поделка, сделанная его руками, может стать прекрасным подарком маме или бабушке.
К слову, игрушка, сделанная своими руками, зачастую намного более дорога и интересна ребенку, чем купленная в магазине. Ручной труд в детском саду помогает детям изготавливать своими руками подарки для всех членов семьи: яркое полотенце для мамы, книжную подставку для папы, маленькую сувенирную корзиночку для бабушки. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка.
При оценке детских работ, надо отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечать значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украсить группу, раздевалку. Они могут служить праздничным украшением детского сада к праздникам.
Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности. Все ступени самостоятельности ребёнок не в силах осилить сразу, самостоятельно. В этом формировании значительная роль принадлежит родителям.
Обычно родителей посещают при этом три основных страха:
- опасения, что за самостоятельными действиями будут ошибки ребёнка, не особо их устраивающие;
- страх, что позволение ребёнку самостоятельности приведёт к его недисциплинированности;
- боязнь оказаться «ненужными» самостоятельному ребёнку.
Первоочередным для родителей является усмирение этих страхов, понимая, что баланс воспитания самостоятельности и восприятия ребёнка как независимой личности (кстати, на англ. яз. «самостоятельность» и «независимость» определяется одним словом «independence») позволит их не допустить. Обычно родители ведут себя одним из трёх способов:
- хотят подольше оставлять детей зависимыми малышами;
- торопятся сделать ребёнка взрослым;
- правильно чувствуют потребности развития ребёнка, его возможности.
Стоит обратить внимание на рекомендации психологов по формированию детской самостоятельности: не торопить малышей в самостоятельных действиях, не терять терпения, не прерывать, доделывая самим; лучше подождать, пока ребёнок сделает неправильно, потом показать, как это сделать верно, и дать ему шанс «реванша».
- Вместо осуждения его действий лучше предварительно ознакомить ребёнка с тем, как и что можно сделать, решить, подсказать критерии выбора; спокойно относиться к промахам малыша в самостоятельном поведении, анализировать его вместе, знакомить с личным опытом;
- объяснить ребёнку, что самостоятельность ведёт за собой ответственность (пояснять вовремя меру и проявления этой ответственности); верить в способность своего ребёнка к самостоятельности, подбадривать, давать ощущение защищенности ребёнка в любой ситуации
- В человеческой природе заложена потребность контролировать, а не быть под контролем. Научите ребёнка быть достойным хозяином своей жизни, и вы сможете быть уверены в основе его будущего счастья.
Список литературы
1. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. - № 6. – С. 45.
2. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.
3. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 48 с.
4.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С.
5.Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.
6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с., ил.
7. Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.
8. Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru.
9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
10. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.