Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на занятиях английского языка в доме детского творчества»
18 минут 5687 1670

«Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на занятиях английского языка в доме детского творчества»

Islamova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Исламову Ильмиру Рафисовну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ п. Уренгой ЯНАО. Сегодня Ильмира Рафисовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по реализации средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на занятиях английского языка в доме детского творчества. Данная статья будет полезна учителям, педагогам дополнительного образования по английскому языку.

Краткий комментарий к статье от Ильмиры Рафисовны:

«В данной статье раскрывается термин «коммуникативная компетентность», компоненты, критерии сформированности, концептуальные принципы обучения, основные приемы формирования коммуникативной компетентности у обучающихся на занятиях английского языка. Представлены примеры занятий с использованием этих приемов».

Полезного чтения…


«Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на занятиях английского языка в доме детского творчества»

Посмотреть статью с таблицей

Посмотреть презентацию к статье

Современное состояние теории обучения иностранному языку и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции , профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно, возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения. В начальной школе, на второй и третьей   ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

Коммуникативная компетентность – коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный процесс коммуникативным:

  • иноязычное образование;               
  • реальное общение;            
  • личностный смысл;              
  • мотивированность любого действия;
  • речемыслительная активность;
  • связь общения с другими видами речевой деятельности;
  • ситуации как системы взаимоотношений;
  • функциональность;
  • новизна и эвристичность;
  • содержательность;
  • проблемность.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, эмпатию);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.

Процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся невозможен без достижения или минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. Для того, чтобы реализовать эти функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности. Было определено, что в рамках базового курса ученик должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, письме и аудировании, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Было установлено, что практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка невозможна без соблюдения концептуальных принципов обучения. Таковыми принципами являются:

Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода.

Принцип 2. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции.

Принцип 3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся.

Использование коммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданного в классе. Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В этом случае коммуникативность рассматривается не как методический принцип, пусть даже и ведущий, а как принцип методологический, который определяет, с одной стороны, методические принципы обучения, а с другой – выбор общенаучных методов познания, исходных для построения процесса обучения. Коммуникативная компетенция с методической точки зрения представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях. Уровневый подход к рассмотрению коммуникативной компетенции нашел в настоящее время достаточно широкое распространение в методической литературе. Одни исследователи выделяют 10 уровней, другие 5-6. Данная ниже схема опирается на исследования американских ученых, однако она переосмыслена и модифицирована с учетом имеющейся у нас образовательной ситуации.

Таким образом, овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения.

 Во время занятий были определены основные приемы коммуникативного взаимодействия учащихся: интервью, банк информации, поиск пары, координация действий.

 Перейдем к рассмотрению использования этих приемов на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования для детей, в различных возрастных группах, образующие четыре группы, каждая из которых включает различные варианты, объединенные общим признаком. Первая группа приемов «банк информации». Особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Далее представлены разработки для следующих возрастных групп 10-15 лет.

Возрастной контингент: 14-15 лет

Тема занятия: Дневник Мэриан Фицуолтер

Цели: 1. Формировать целостное представление о Британии после норманнского завоевания с помощью художественных аутентичных текстов.

           2. Развивать следующие умения: пользоваться знаниями, полученными   из других предметов школьной программы, предвосхищать возможные события, пользоваться сносками и комментариями, развивать языковую догадку.

         3.Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить,         внимательность.  

Оборудование: раздаточный материал, магнитофон, аудиокассета.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Введение новой темы.

Дети, сегодня мы познакомимся с новым интересным текстом, но изучим его весьма необычным способом. Каждый из вас получает один фрагмент текста на карточке, изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как вы завершите обмен информацией, я задам вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы сможет только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения. Вопросы по тексту направленны как на общее содержание, так и на отдельные подробности.

4. Закрепление.

5. Домашняя работа.

6. Итог.

Возрастной контингент: 10-11 лет

Тема занятия: Секрет Робина

Цели занятия: 1.Введение новых лексических единиц.

                     2. Развитие навыков диалогической речи.

                     3. Воспитывать внимательность и наблюдательность.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, карточка.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

Дети, случилось ужасное происшествие. Нашу новую тему украла Баба-Яга и спрятала ее здесь, в нашем кабинете. Она оставила нам подсказки, те места, где не спрятана наша тема. Сейчас я раздам каждому карточки этих мест. Ваша задача собрать всю информацию, сделать вывод о том, где же спрятана тема.

3. Введение новой темы.

4. Домашняя работа.

5. Итог.

Второй группой приемов является «поиск пары». В основе лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим ученикам вопросы. Речевой материал при этом может сильно варьироваться по трудности и соответствовать познавательным возможностям учащихся всех возрастных групп. Ниже приведены разработки занятий для следующих возрастных групп 11-16 лет.

Возрастной контингент: 11-12 лет

Тема занятия: Рождество

Цели:

1. Ввести новый лексический материал и отработать его употребление в речи.

2. Практиковать учащихся в чтении.

3. Совершенствовать навыки устной речи.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, раздаточный материал.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

3. Введение новой темы.

4. Закрепление.

Дети, мы узнали много интересного о Рождестве, узнали, что в этот праздник принято поздравлять своих родных, друзей. И сейчас мы сыграем в игру поиск «адресата». Каждый из вас становится членом какой-либо семьи, сведения о которой имеются на вручаемой вам карточке, и ждет «поздравительную открытку» от своих «родственников». Однако, вы получаете «чужую» открытку и ищете ее адресата. Вам известно, кто послал данную открытку, из какого города; известны также некоторые подробности о членах семьи того, кто послал открытку; не ясно написана только фамилия адресата. Он здесь, но кто он? Его можно найти при помощи вопросов о «членах их семьи», о «городах, в которых они живут».

4. Домашняя работа.

5. Итог.

Возрастной контингент: 15-16 лет.

Тема занятия: Политика

Цели занятия: 1. Ознакомление учащихся с новым лексическим материалом.

                    2. Развивать навыки аудирования и устной речи.

                     3. Воспитывать наблюдательность и внимательность.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, раздаточный материал.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Введение нового материала.

4. Закрепление.

 Сейчас мы поиграем в очень увлекательную игру. Игра называется «поиск союзника в споре». Каждый из вас получит карточку, на которой изложено то или иное мнение по нашей сегодняшней проблеме «Политика». Ваша задача будет заключаться в том, чтобы с помощью вопросов найти одноклассника, который «думает так же, как и вы сами». ( В качестве примера приведены две карточки с совпадающими мнениями. В процессе игры, прежде чем ученики обнаружат это, т.е. найдут свою пару, они расспрашивают одноклассников об их интересах, мнениях связанных с политикой).

5. Домашняя работа.

6. Итог.

Третьей группой приемов является «координация действий». Существуют разнообразные формы реализации данного приема. Координация действий может осуществляться в форме обмена командами, инструкциями, так же могут расположить в правильной последовательности фрагменты текста или могут обменяться предметами. Далее приведена разработка занятия в возрастной группе 14-15 лет.

Возрастной контингент: 14-15 лет.

Тема занятия: Хорошо ли ты знаешь английский язык?

Цели: 1. Совершенствовать устную речь учащихся.

           2. Развивать языковую догадку.

           3. Воспитывать внимательность, умение логически мыслить, самостоятельность.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, раздаточный материал.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Введение новой темы.

4. Закрепление.

Дети, сейчас мы поиграем в очень интересную игру, она называется «обмен предметами». Сейчас каждый получит карточку, на которой обозначен «имеющийся у вас» предмет, а также то, что вы хотите получить в результате обмена. И хочу вас предупредить, что прямой обмен осуществить невозможно. Необходимо попробовать несколько вариантов и через серию обменов получить желаемую вещь. Вы не должны говорить заранее друг другу, какой у вас предмет. В результате речевого взаимодействия среди участников образуется 3-5 групп, внутри которых возможен обмен. По окончании общения вы расскажете о том, как вам удалось получить нужную вещь.

5. Домашняя работа.

6. Итог.

Четвертой группой приемов является «интервью». Общим признаком этой группы приемов является опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Ниже приведена разработка занятия в возрастной группе 17-18 лет.

Возрастной контингент: 17-18 лет.

Тема занятия: Моя будущая профессия

Цели занятия:

1.Ввести новый лексический материал и отработать его употребление в речи.

2. Тренировать учащихся в употреблении учебного материала предыдущих уроков.

3. Развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, раздаточный материал.

Ход работы

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Введение новых лексических единиц.

4. Закрепление.

Дети, сейчас мы выполним небольшой тест, направленный на выбор вашей профессии, только в необычной форме. Вопросы тестов на ваших карточках распределены между вами. Я раздам вам карточки с тестами, ваша задача опросить остальных учащихся и записать их ответы. Затем индивидуальные результаты собираете вместе и сообщаете каждому ученику конфиденциально. После, с его согласия, мы используем его результаты для обсуждения на уроке.

5. Домашняя работа.

6. Итог.

 Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные формы четырех групп приемов, с помощью которых организуется речевое взаимодействие учащихся на занятиях английского языка. Несомненно, что в условиях реализации перечисленных выше приемов активизируется мыслительная деятельность всех участников учебной работы, повышаются мотивация говорения и общий «тонус» занятия, обеспечивается более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранным языкам. Опыт речевого взаимодействия школьников позволяет им перейти к более сложным формам ролевого и дискуссионного общения.

Итогом данной статьи является то, что рациональное использование основных приемов коммуникативного взаимодействия учащихся: интервью, банк информации, поиск пары, групповое решение, координация действий, дискуссионная игра и соблюдение следующих концептуальных принципов обучения:

1) коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода;

2) коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции;

3) коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся, способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Список использованных источников

1. Аппатова,Р.С. Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским глаголом в обобщающем курсе [Текст] / Р.С.Аппатова// Иностранные языки в школе, 1997. - № 1. - С. 7-14.

2. Бим, И.Л. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения [Текст] / Л.И. Бим// Иностранные языки в школе, 1995. - № 5. – С. 2-8.

3. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи [Текст] / Н.В.Елухина// Иностранные языки в школе, 1996. - № 5. – С. 20-22.

4. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Педагогика, 1978. – С. 98-101.

5. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р.Максимова// Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. – С. 9-15.

6.Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Р.П. Мильруд, И.р. Максимова// Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. – С. 17-22.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3098 47

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6928 677