Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Музраева Ирина Алексеевна, заведующая МКДОУ детский сад № 10 «Жаворонок» г. Элиста Республики Калмыкия. Сегодня Ирина Алексеевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о поликультурном воспитании дошкольников. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Алексеевны:
«Хотелось бы, чтобы больше обращали внимание на поликультурное воспитание дошкольников».
Полезного чтения…
Поликультурное воспитание дошкольников
Посмотреть фотографии к статье
Изолированное существование народов и культур становится невозможным. Каждому народу приходится принимать во внимание факторы его множественной взаимосвязи не только с непосредственно окружающими его народами, но предельно далекими и в то же время оказывающими на него влияние как через экономику, так и через культуру и образование.
Так в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились общемировые тенденции. К которым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ, введение в ФГТ региональных компонентов, воспитание детей в духе правового, демократического общества, уважающего права и свободы личности, формирование у них целостного миропонимания, развитие культуры межличностных отношений. Ведь именно поликультурное образование взращивает в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов. Многонациональность является характерной чертой многих регионов России, в том числе и Республики Калмыкия, которая объединяет в себе 60 национальностей . Это неизбежно оказывает влияние на решение проблемы построения образовательно-воспитательного пространства в образовательных учреждениях. В связи с этим приоритетным направлением работы коллектива, МКДОУ детский сад №10 «Жаворонок», на протяжении нескольких лет является поликультурное воспитание дошкольников. Основной целью которого является формирование творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающим развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Главными задачами являются:
- полноценное приобщение ребенка дошкольника к культуре калмыцкого народа как непременное условие интеграции с культурами разных национальностей;
-создание условий для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, возрождение духовности, способствующей становлению личности ребенка как носителя и творческого продолжателя традиционных ценностей калмыцкого, русского и других народов;
- создание теоретически обоснованной и дидактически необходимой учебно-методической базы;
- взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ДОУ, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений о роли этнической культуры в развитии ребенка;
- организация педагогических исследований и поисков, направленных на обеспечение решения поликультурных проблем в воспитании и обучении дошкольника.
В ДОУ существуют мини-экспозиции русской и калмыцкой народной культуры в группах, мини –музей предметов быта калмыцкого народа в кабинете калмыцкого языка. Где знакомят детей с творчеством художников, поэтов, писателей, композиторов калмыки. Экспозиции постоянно пополняются наглядными пособиями, сделанными руками педагогов, родителей и детей. В творческих гостиных происходят встречи с интересными людьми разных национальностей.
Собран наглядный и дидактический материал по ознакомлению с культурами народов проживающих на территории Республики Калмыкия.
Педагогами разработаны проекты и методические разработки: «Знакомство детей с героями войны 1812года с использованием произведений калмыцких художников», «Мой дом –моя семья», «Нравственно-патриотическое воспитание как средство обучения родному языку», «Шахматы», «Патриотическое воспитание дошкольников на праздниках и развлечениях» , «Ознакомление детей с русской народной культурой», «Врачующая природа родного края» и т.д.
Ежеквартально издается газета «Жаворонок», где воспитанников и их родителей знакомят с заповедными местами Калмыкии, животными и растительными занесенными в Красную книгу и др.
Воспитанники ДОУ ежегодно становятся победителями республиканских и городских конкурсов : «Жангрин ачнр» ( Внуки Джангара), «Ээжин келн-энкр зоор» (Бабушкин язык- мой родной язык), «Надежда есть».
У детей со временем формируется естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами. Россия- Родина для многих. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Самый благодарный путь – возрождение национальных ценностей, народных традиций.
Список литературы:
- Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, М.: ТЦ «Сфера»,2009.
- Этномир Калмыкии: сборник статей и материалов. АУРК «Издательский дом «Герел», 2012г.
- Методическое сопровождение педагогов в рамках реализации поликультурного воспитания детей., Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11 2013г.